Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Российская армия владеет инициативой по всей линии фронта
Мир
МИД КНР назвал лицемерием критику США отношений с РФ и одновременную помощь Киеву
Авто
Аварийность на дорогах России снизилась на 4% в I квартале
Мир
В Белоруссии ограничили выплату дивидендов гражданам недружественных стран
Общество
Матвиенко назвала убийство военкора Еремина террористическим актом
Мир
WSJ сообщила о привычке Трампа называть Украину частью России на переговорах
Мир
В Кишиневе люди криками «Победа!» встретили вернувшихся из Москвы оппозиционеров
Мир
Посольство РФ посоветовало судиться с Turkish Airlines при недопуске на рейсы
Мир
Швейцария разблокировала связанные с Россией активы на 290 млн франков
Мир
Додик на встрече с Патрушевым высоко оценил отношения с Москвой
Происшествия
ФСБ задержала готовившего теракт в Брянске сторонника украинских националистов
Общество
Третьего соучастника покушения на экс-сотрудника СБУ в Москве задержали в Луганске
Мир
Захарова указала на двойные стандарты США в вопросе прав человека на Украине
Общество
Скончалась заслуженный тренер России Елена Карпушенко
Мир
В Харькове сообщили о перебоях в ТВ-эфире после уничтожения телебашни
Мир
Экс-разведчик США указал на безвыходность положения ВСУ на поле боя

Японские художники соединили мир реальный и воображаемый

На выставке в ММСИ можно увидеть пластиковые скульптуры и мать-и-мачеху из дерева
0
Японские художники соединили мир реальный и воображаемый
фото: ИЗВЕСТИЯ/Владислав Староверов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Москве открылась выставка современного японского искусства «Двойная перспектива». Искусство оказалось неоднозначным.

Пятиметровый мальчик снял шлем желтого противорадиационного костюма и держит его на ладони. Шлем похож на периодически вспыхивающее солнце. Пластиковая скульптура так и называется: «Дитя солнца». Напротив установлена человеческая фигура, целиком закованная в противорадиационную броню. Фигура держит на поводке собаку, тоже в броне.

Японские художники соединили мир реальный и воображаемый

— Это произведения Кэндзи Янобэ, известного нашего художника, — сказал «Известиям» японский куратор выставки Кэндзиро Хосака. — Вот эта, с собакой, была сделана в начале 1990-х, под впечатлением Чернобыля. Ее посыл: надо всеми силами отгородиться от окружающего мира. А «Дитя солнца» создано недавно, уже после аварии на АЭС «Фукусима». Видите, мальчик снял шлем. Имеется в виду, что надо больше доверять природе, открыться ей. Если для этого необходимо закрыть атомные станции — значит, так надо, мы проживем и без них.

— Мы хотим представить широкую панораму современного японского искусства, — поясняет российский куратор выставки Елена Яичникова. — «Двойная перспектива» означает два понятия: реальный мир и воображаемый, в пространстве между которыми и располагается искусство.

При взгляде на экспонаты кажется, что творческая мысль предпочитает многозначную форму, чтобы любыми путями исключить однозначное толкование произведения. Скажем, в темной комнате на экран проецируют черно-белое изображение чьей-то квартиры. По квартире летают маленькие самолеты.

«Боинги», «МакДугласы», «Эйрбасы» с рокотом заходят на посадку в двери туалета, взлетают из спальни, меняют в коридоре эшелон, причем делают все сами, людей не видно. Несмотря на анекдотичность, происходящее выглядит завораживающе, посетители простаивают перед экраном минут по десять.

Японские художники соединили мир реальный и воображаемый

— Мне хочется придать форму внеопределенной реальности, — объясняет свое творение Хираки Сава, автор этого кино.

А вот еще один сюжет. На подоконнике стоит цветок в бутылке из-под воды. Мало ли, забыл кто-то, думаешь. Но оказывается, цветок деревянный, сбоку висит малозаметная табличка с именем автора — Ёсихиро Суда. А внизу, под батареей — крошечная мать-и-мачеха: на первый взгляд, обычный зеленый росток пробился в тепле старого дома. Ан нет, росток тоже из дерева. Вот он, пример японского внимания к деталям.

Современное искусство — вещь специфическая, поэтому быть уверенным в реакции публики заранее нельзя. Как, скажем, отреагируют посетители на ванну, изнутри которой бьют сполохи света, а снаружи подвешено ведро, из которого капает вода? Всё это опутано трубками. Произведение художника Тэцуя Умэда называется «Вначале двигалось».

— Умэда — талантливый художник, работающий с бытовыми, повседневными материалами, — говорит Елена Яичникова. — Он создает из них искусство, поэтизирует повседневность. Надо просто присмотреться, и вы увидите, насколько красиво это сделано.

Японские художники соединили мир реальный и воображаемый

Японцы в отношении российской публики тоже настроены оптимистично.

— У меня здесь случился интересный опыт, — рассказывает Кэндзиро Хосака. — Когда мы сегодня утром повесили в зале красивый коллаж, одна смотрительница всплеснула руками от восторга, поставила стул перед картиной и углубилась в созерцание. Так что я верю, что современное японское искусство придется по душе вашим зрителям, если даже пожилые люди, которые по определению консервативнее молодежи, так на него реагируют. В Японии те, кто старше 50, в основном предпочитают импрессионизм, старинную живопись.

Комментарии
Прямой эфир