«Ты должен выглядеть успешным. Так у тебя крадут право на индивидуальность»
Одной из ключевых выставок Фотобиеннале-2012 стала «Черная шапочка» Сары Мун. Кроме того, г-жа Мун приехала в Москву, чтобы провести здесь мастер-класс. Со знаменитым фотографом и режиссером встретилась корреспондент «Недели».
— Что вы думаете о своей выставке?
— Это еще одна сказка. На этот раз вариация на «Красную Шапочку». Я добавила восьмиминутный фильм, черно-белый. Так что моя «красная шапочка» стала черной. Это версия Шарля Перро, где волк съедает Красную Шапочку. Ее никто не спасает. Финал трагический. Я решила, что больше не буду делать сказки.
— Почему именно видео? Фотография нуждается в поддержке видеоряда?
— Нет. Фильм отличается от фотографии: там есть и звук, и актеры, и переходы от света к темноте. Больше условий для вымысла. В фотографии трудно заставить зрителя подумать о том, что было до и после. Фотография молчалива. Для меня это как раз хорошо. Но с тех пор как я сняла свой первый фильм Mississippi One, я двигалась в сторону видео. Соединение фотографии и видео — совершенно новый способ рассказать историю.
— Фильм для вас ближе к литературе?
— Для меня существует язык изображений. Каждое изображение что-то выражает. Иногда нечто загадочное и необъяснимое, потому что в фотографии нет начала и конца. Это секунда. Но какая-то история всегда есть, хотя бы несколько строчек.
— Вы делали выставки по мотивам европейских сказок — «Девочка со спичками», «Стойкий оловянный солдатик», «Русалка», «Синяя борода». А русские сказки знаете?
— Ольга (Свиблова, директор Московского дома фотографии. — «Известия») сказала, что надо прочесть. Стоит?
— Да, у нас есть очень смешные.
— Я предпочитаю трагические истории. Не верю в хеппи-энды. Разве что в «Синей бороде» все закончилось хорошо, героиня убежала.
— В 2001 году вы посетили московский Театр зверей имени Дурова. Как закончилась история с «цирковой серией», вы довольны?
— Мне она очень понравилась. Я сделала там несколько хороших снимков. Хотела бы туда вернуться, но мадам Дурова уже умерла. Она была потрясающей женщиной. Угощала меня борщом в своем кабинете, пропахшем птицами. Мой портрет Дуровой — в коллекции Московского дома фотографии.
— Ваша выставка повествует о «внутреннем». У нас же отлично научились ценить «внешнее», в том числе и внешний вид. Вы заметили это в свои последние приезды в Москву?
— Да, для меня это открытие — мода повсюду. Это как униформа маркетинга и денег. Чтобы существовать в этом мире, ты должен выглядеть успешным. Так у тебя крадут твое право на индивидуальность.
— А как с этим во Франции?
— Во Франции то же самое, но мы уже прошли этот путь. В какой-то момент возник запрос на образ более независимой, самостоятельно действующей женщины. Но тут же появилась и проблема: журналы демонстрировали этот образ — сексуальный, гламурный, но на улице таких женщин не было.
— Когда вы занимались модной фотографией, вам нужно было доказывать свою правоту?
— Нет, это были 1970-е, я все делала так, как задумала. До нас уже были Лилиан Бассман, Хельмут Ньютон. Они рассказывали истории на языке моды. Мы шли за ними.
— Традиция — это то, что может противостоять усреднению. А сейчас, как вы думаете, интеллектуалы могут изменить ситуацию?
— Надеюсь, это возможно. Важно, чтобы люди понимали, куда они идут. Объяснять им это и есть задача интеллектуалов. Их голоса важны. Например, есть автор, который мне очень нравится, — Жан Даниэль, главный редактор «Нувель обсерватер». Ему 92 года, и он каждую неделю пишет статью. Я читаю их все. В толпе ты нуждаешься в одиноком голосе. Если он замолкнет, других не появится.
— Ваши работы об очень разной красоте. Но далеко не все обладают способностью понимать красоту.
— Ты никогда не сможешь говорить со всеми. Кто-то слушает, кто-то — нет. Это не влияет на твою работу. Ведь в главном ты делаешь ее для себя и для тех, кто понимает.
Страшные добрые сказки Сары Мун
Одна из главных тем фестиваля «Фотобиеннале-2012» звучит как «Фотографии кино». Понимать этот слоган можно по-разному, но если отвлечься от его буквального значения и вообразить, что речь идет об историях, рассказанных покадрово, от снимка к снимку, то присутствие Сары Мун в программе фестиваля выглядит почти неизбежным.
Прославленная француженка давно специализируется на фотографических «сказках» — вспомнить хотя бы ее циклы, основанные на сюжетах из «Девочки со спичками» Ханса Кристиана Андерсена или «Синей бороды» Шарля Перро. Нынешний московский показ отсылает к этой же линии: «Черная шапочка», как нетрудно догадаться, отталкивается от «Красной Шапочки» того же Шарля Перро.
Только вместо дремучего леса действие перенесено в старинный европейский город. Да и смысл фотосерии не совсем такой, как в сказке: все же Сара Мун работает для взрослой, а не детской аудитории. Однако автор всегда следит за внутренним целомудрием своих историй, так что детям увидеть эту выставку тоже будет не вредно.
Сара Мун «Черная шапочка»
7 марта – 1 апреля
Мультимедиа Арт Музей
ул. Остоженка, 16, тел.: (495) 737 66 47. Вторник — воскресенье с 12.00 до 21.00