Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лукашенко назвал его с Путиным делом порядок применения ТЯО России
Общество
Суд в Сыктывкаре заочно арестовал Гарри Каспарова и Геннадия Гудкова
Здоровье
Врач предупредил об опасности мойки машины для здоровья
Общество
Путин потребовал выплачивать компенсацию за любое утраченное при паводке имущество
Мир
Пентагон сообщил о выделении Украине пакета военной помощи на $1 млрд
Мир
Соцсеть TikTok назвала закон о ее возможном запрете в США неконституционным
Пресс-релизы
RT покажет фильм о фестивале «RT.Док: Время героев» на праздновании Дня Победа в Волгограде
Общество
ФСИН показала новые модели спецодежды для осужденных
Мир
Reuters узнало о тайной передаче США ракет ATACMS Украине
Интернет и технологии
Дуров сообщил о блокировке в Telegram собирающих координаты для ударов ботов
Мир
Первый трудовой договор принцессы Дианы выставлен на аукцион
Мир
Захарова указала на намерения Вашингтона нарастить террористический потенциал Киева
Мир
Эрдоган заявил об отсутствии активных торговых отношений Турции с Израилем
Мир
В Италии расклеили листовки с призывами остановить поставки вооружения Киеву
Мир
В Turkish Airlines предложили аннулировать билеты на рейсы из России в Мексику
Общество
В России стартовала акция памяти «Георгиевская лента»

День мужского снисхождения

Журналист Орхан Джемаль — о том, каким должен быть праздник 8 Марта
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Меня учили отмечать 8 Марта много лет, а я все никак не мог научиться, я все время чувствовалась какую-то фальшь — знаешь, что делать, но не понимаешь зачем. Начали учить в детском саду. Выписывать восьмерку карандашом по картонке было довольно занятно, как и клеить к этой картонке потом веточки мимозы и бумажные бантики, однако, что это развлечение как-то связано с женщинами, я так и не понял тогда.

В школе, классе этак в третьем, ближе к празднику, классная руководительница начинала напоминать, что надо принести рубль: «Как сегодня опять забыл, я же вчера всем объявляла, запиши в дневник, раз память плохая…». Собранные рубли староста конвертировал в унылый тюльпанчик, открытку и какую-нибудь книжечку (которую сам бы себе никто в жизни не купил), и все это однажды оказывалось на партах у девочек. По-моему, тюльпанчик-открытка-книжечка и их не сильно радовала. На вопрос, зачем мы все это делаем, я сам себе отвечал — «за это девочки подарят нам такие же ненужные и безрадостные гвоздичку-открытку-книжечку на 23 февраля».

Ближе к старшим классам нам уже что-то рассказывали про чикагских ткачих, марш пустых кастрюль, про требования избирательных прав для женщин. В «избирательных правах» уже появлялся некий пафос, по крайней мере было понятно, с чем мы солидаризируемся, но смысл все равно оставался каким-то абстрактным, все женщины вокруг меня имели избирательные права, точнее, в условиях  СССР в равной степени с мужчинами их не имели, а борцы за права считались по большому счету диссидентами, вне зависимости от пола. Праздник казался каким-то анахронизмом: суфражистки, курсистки, вуалетки, Клара Цеткин, XIX век, в общем.

Хуже всего было то, что теоретическое 8 Марта никак не коррелировало с реальным. В жизни это был праздник, в котором и не пахло протестами, борьбой и вообще чем-то высоким. Это был праздник женщин, наиболее содержательная часть жизни которых проходила у плиты и в прочих домашних хлопотах, от которых среднестатистическую женщину отвлекала в основном работа.

Факту, что от борщей и детских соплей приходится пять раз в неделю отрываться    благодаря завоеванному праву на труд, никто из советских женщин особо не радовался. Собственно, это был праздник женщин, которых мужчины в остальные дни плохо отличали от домашней мебели, но уж в этот день все должно быть иначе, но только в этот день. Что-то вроде ежегодного снисхождения.

Потом Советский Союз кончился, каких-то серьезных изменений в части прав женщин не возникло, зато появились борцы за женские права, какие-то идиоты за границей стали давать на это гранты. Несмотря на наличие борцов, постсоветское 8 Марта стало еще дальше от идеала. Если в СССР субъектом праздника было существо в байковом халате, которому раз в год говорилось «мы все равно тебя любим», то при российском капитализме в центре торжества появилась стервозная особа, полагающая, что женственность — это специфическое потребление специальных женских товаров.

Бенефициарами 8 Марта стали производители косметики, сумочек, чулок и бюстгальтеров. К 8 Марта стали специально готовиться крупные торговые сети, рекламные агентства, фитнес-центры, торгующие абонементами в предпраздничную неделю в полцены. В газете теперь можно прочитать статью, написанную без тени иронии, о доле восьмомартовских продаж цветов в общем объеме за год и чем эти продажи отличаются от первосентябрьских. 8 Марта стал днем, который целый год кормит.

Придумали 8 Марта американцы, точнее американки, но Россия, по-моему, единственная страна, где 8 Марта по сей день широко отмечается, в остальном мире этот праздник забыли лет 80–90 назад. Если бы те женщины, что так тщательно нам его привили, знали, во что превратится их задумка.

У большевиков за женские вопросы отвечала Сашенька Коллонтай, аристократка, впорхнувшая в революцию на крыльях любви, побывавшая замужем за доброй половиной старых революционеров и подпольщиков (большую часть ее мужей перестреляли к 37-му году), оставившая нам теорию «стакана воды», это про тотальную свободу секса, совершившая невиданную дипломатическую карьеру, ставшая героиней книг и фильмов. Валькирия революции! Именно под таких «красных» Жанн д’Арк и кроился изначально праздник, им не было нужды требовать мужского ежегодного снисхождения. Героиней 8 Марта была дева в красной косынке, кожанке, с маузером на поясе. Дева могла поднять бровь, положить руку на рукоять маузера и грозно бросить пьяной матросне: «Кто тут хочет комиссарова тела отведать» — и матросня трезвела от одного тона. Такие если и имеют свой праздник, то уж точно как сугубо женскую мистерию и никаких мужчин туда не допустят.

Пафос такого 8 Марта мне понятен, в отличие от современной версии, и в праздник, который официально по сей день называется вовсе не «женский день», а «день борьбы за права женщин», я хочу пожелать женщинам лишь чтоб их праздник стал таким, каким его задумывали.

Комментарии
Прямой эфир