Росавтодор отрежет излишки

Федеральное дорожное агентство планирует отрегулировать и упростить механизм возврата собственникам земли, которую изъяли под дорожное строительство, но не использовали. Сейчас большинство подобных участков остается на балансе государства.
Отношения с управлением Росрееста по Московской области дорожники пытаются урегулировать в арбитражном суде. В исковом заявлении представители Росавтодора требуют признать недействительным специальное постановление, по которому до сих пор происходило изъятие участков. В ведомстве рассказывают, что речь, скорее, идет о выработке прецедентного решения, на которое чиновники будут ориентироваться при возникновении необходимости вернуть землю собственникам.
По словам советника руководителя Росавтодора Андрея Меньшова, сложные ситуации с землей возникают довольно часто. Ведомство обязано по рыночной стоимости компенсировать цену земли и построек всякий раз, когда строительство или реконструкция дорожного полотна затрагивает интересы собственников расположенных рядом участков. В основном речь идет о небольших наделах, на которых при расширении трассы устраивают полосу отвода. Обременение при этом накладывают с запасом, на большой участок земли, определенный межеванием.
Но отмеренная первоначально земля редко используется в полном объеме. После окончания строительства оставшуюся землю ведомство должно передать обратно собственникам. Но, как говорит юрист компании «Вегас-Лекс» Игорь Чумаченко, на практике так редко бывает. Процесс переоформления почти всегда затягивается на год и более. Сначала собственник должен получить санкцию от Росавтодора, затем — обратиться в ряд местных надзорных организаций, а после оформить права в управлении Росреестра. Выходит, что землю практически никто не возвращает, и юридически она остается на балансе государства.
Выкупных платежей за «лишние» квадратные метры тоже не предусмотрено. По словам Меньшова, ведомство платит собственникам только за использованную землю. В организации полагают, что облегченная процедура возврата земель позволит снять лишнюю ответственность по их эксплуатации. Именно для этих целей собираются использовать судебное решение.
Вопросы изъятий под государственные нужды практически всегда решаются по соглашению сторон. Изредка дела попадают в суд. Так, в компании «Клуб-отель «Голицын» в ближайшее время готовятся передать под строительство 400 кв. м земли под реконструкцию Минского шоссе. Несмотря на то, что дело решается через суд, предложенные финансовые условия в компании считают вполне приемлемыми. Единственный спорный вопрос — межевание земель. Учредители «Голицына» полагают, что «Автодор» должен провести процедуру за собственные деньги, а дорожники считают наоборот.
Условия возврата земли изначально должны прописываться в соглашении между автодорожным агентством и частником. Но сила этого договора невелика, ведь в вопросах регистрации прав на землю ключевыми выступают непосредственно решения управлений Росреестра. Официальные представители ведомства были недоступны для комментариев.