Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Россия и Вьетнам договорились о сотрудничестве в морской сфере
Общество
Мишустин утвердил концепцию развития коренных малочисленных народов до 2036 года
Мир
Эрдоган заявил о готовности Турции помочь в мирном урегулировании на Украине
Происшествия
Один человек погиб при опрокидывании лодки во Владивостоке
Мир
В молдавском учебнике написали о войне Кишинева с Москвой из-за Приднестровья
Политика
Дипломат указал на реальные шаги РФ к миру после предложения о переговорах с Киевом
Общество
В Ингушетии задержали подозреваемого в похищении местного жителя
Происшествия
Три человека погибли в ДТП с «КамАЗом» на Алтае
Общество
Землетрясение магнитудой 5,2 зафиксировали у берегов Камчатки
Мир
Венгрия отложила переговоры с Украиной по нацменьшинствам
Мир
Мирошник указал на желание Зеленского использовать перемирие для перевооружения ВСУ
Армия
Песков назвал эффективной работу российской ПВО в дни празднования 80-летия Победы
Мир
Песков указал на стремление Путина к миру на Украине
Мир
В Иране указали на противоречивую позицию США в переговорах по ядерной программе
Армия
ВСУ за время перемирия свыше 14 тыс. раз нарушили режим прекращения огня
Мир
Зеленский ответил на предложение Путина о переговорах ультиматумом
Мир
Захарова прокомментировала реакцию киевского режима на слова Путина о переговорах

Партийная карта после выборов

Член генсовета «Единой России» Андрей Ильницкий — о главной интриге наступающего политического сезона
0
Выделить главное
Вкл
Выкл

Прошедшая президентская кампания отмечена несколькими особенностями. И первая — наметившийся общественный раскол, линия которого проходит между теми, кого модно называть креативным классом и большей частью народа, между столицами и провинцией, между индустриальной и постиндустриальной  Россией, между истеблишментом, выбранным большинством, и интеллектуальным меньшинством, определяющим повестку интернета и СМИ. По обе стороны раскола накопились взаимные претензии и обиды. Власть по-родительски обижалась на митинговую активность «новых средних», на их пубертатную подростковую бузу. Ибо средний класс возрос и окреп именно в путинское время, ему «отдали всё» — а он «на тебе», неблагодарный, недоволен и норовит сбежать во двор к товарищам... Надо не обижаться, коллеги, а с пониманием относиться к этим «прыщавым» издержкам гражданского роста.

Итак — нет обидам! Выборы проходят. Победа достигнута. Жизнь продолжается. Что делать дальше? Этот вопрос задают те, кто понимает, что мандат доверия, полученный Путиным от народа, не безграничен. И тут нетривиальный вопрос — что это за мандат?

Разумеется, мандат на стабильность! Но это лишь его часть! Ибо сама по себе стабильность перестала быть непререкаемой ценностью. «Водное перемирие» вокруг нее закончилось много раньше болотных митингов. Оно прошло вместе с активизацией гражданского сознания в сети и акциями на улицах. Уверен — Путин получил от народа мандат на реформы. На позитивные и стабильные, но не революционные, изменения. Готов ли Путин к роли реформатора? Готов ли он потратить на реформы свой рейтинг? Ведь реформа — это всегда отказ от привычных схем и укладов, это всегда ущемление одних за счет других, это всегда вложения в завтрашний день в ущерб сегодняшнему! Реформа — это всегда больно! Ну что же — еще де Голль говорил: «Всегда выбирайте самый трудный путь — на нем вы не встретите конкурентов». И здесь — на пути реформ не должно быть места для обид и необходима совместная работа с обществом. Здесь нужно доверие. Как его достичь?

Перво-наперво —  энергично провести политическую реформу, суть которой я бы назвал «Институты против митингов»! Политическая реформа не только назрела — она «перезрела»! Затягивание с нею грозит реализацией в России белорусского сценария вялотекущей митинговой бузы внутри и политизоляцией вовне. Благо желающих «подогреть» этот сценарий немало. От власти нужны быстрые, конкретные  действия,  дающие ясный сигнал обществу — КАК БЫЛО, УЖЕ НЕ БУДЕТ! 

Кампания показала нарастающее несоответствие между партийной картой и запросами избирателя. А тут еще оглушительное поражение Миронова и его партии «эсеров» на выборах! К этому — большевизация КПРФ, с приходом Удальцова неминуемо сдвигающая эту партию на левую обочину. Таким образом, на левом фланге — где, казалось бы, до выборов предложение превышало спрос, — образовался «политический провал». Причем как раз на том месте, где должна быть массовая партия социал-демократического типа. Ни Миронов, ни Зюганов, ни их партии, ни тем более разного рода «парт-патриоты» с этой ролью не справляются. А если при этом вспомнить о партийной пустоте справа, о закате человека-партии Жириновского, то очевидно, что политическая система России пребывает  в глубоком кризисе.

Убежден — политическая система будет тем устойчивей, чем разнообразнее ее партийное  меню, в котором каждый избиратель — от левого радикала до крайне правого либерала —  найдет свою партию. Без усложнений и многообразия не обойтись. Благо объявленная политическая реформа сильно упрощает саму возможность объединения людей в партии.  Единственная альтернатива номенклатурному реваншу и возвращению совка — усиление политической конкуренции и распределение партий по определенным и внятным  идеологическим  нишам.

На мой взгляд, основная интрига грядущего политического сезона заключается в возможности появления новой массовой социал-демократической  партии. Условно назовем ее ПАРТИЕЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ. Все это может произойти не сразу, ибо серьезные проекты требуют продолжительной подготовки. Но в любом случае образовавшийся в этой выборной кампании глубокий «провал слева» должен быть заполнен. В России — левой по предпочтениям большей части избирателей стране — такие провалы чреваты срывом политической резьбы и нестабильностью.

Пустота справа также будет ликвидирована. Болотная должна отстроить, наконец, свои партии. Будет ли это партия «Прохорова и Ко», иная институциональная «поросль», что начнет появляться на политических флангах после принятия закона о партиях — не суть! Там будет и ответ на запрос «рассерженных горожан». 

Что же ЕР — ключевой элемент политсистемы? Партия в процессе модернизации, направления которой вырабатываются в напряженной дискуссии внутри, с привлечением независимых экспертов и общественности. Этот ответ будет дан на грядущем в первом полугодии съезде партии. Полагаю маловероятной возможность модернизации партии по «надсредовому» сценарию, который включает в себя широкое, с элементами эклектики, идеологическое разнообразие, сохраняя  ЕР доминирующей партией большинства.  Время уже не то! Модернизированная ЕР — назовем ее условно ПАРТИЯ РАЗВИТИЯ — возьмет на себя реализацию реформ, обозначенных в статьях Путина.

Она займет место правого центра, не уходя, впрочем, далеко вправо, дабы не растерять своего «ядерного избирателя» в центре, но «забрав» голоса большинства среднего класса. Слева от нее видится востребованная социал-демократическая массовая партия левого центра. А вокруг этого сдвоенного центра, состоящего из партии СПРАВЕДЛИВОСТИ и партии РАЗВИТИЯ, — через реализацию нового закона о партиях «пусть прорастают все цветы»… Больше партий — обязательно хороших и при этом разных!

 Автор — член генсовета «Единой России».

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности