Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На фоне бурной общественной политической жизни столицы начала 2012 года возникла дискуссия о будущем одной из центральных точек Москвы — «Красного Октября». Дискуссия новая по сути. Потому что речь идет о сохранении не только архитектурного наследия, но и культурного феномена, возникшего у нас на глазах за последние три года. В городе самозародился, развился и окреп один из центров идентичности новой Москвы. Территория «Красного Октября» на сегодняшний день обозначает культурный, молодежный, креативный, модный центр столицы. Иностранных друзей ведут сюда показать, что в Москве есть цивилизованные места. Президент, когда ему необходимо выглядеть современным, также направляется сюда.

При этом самый интересный вопрос — как на месте бывшей фабрик, в общем-то, без внешних инвестиций, почти без управляющих усилий так быстро возник и окреп центр жизни. Конечно, здесь узкие тротуары, грязь зимой, слишком много машин, толкучка летом… А жизнь есть. Почему-то именно сюда приходят провести время люди разных возрастов и занятий.

Можно ответить, что креативный кластер на «Красном Октябре» составляет новый креативный класс. Точнее, новое креативное сообщество. Понятно, что сюда относятся люди так называемых креативных профессий: дизайнеры всего на свете, архитекторы, журналисты, художники, айтишники и прочие. А еще здесь есть шеф-повара «Стрелки» Нат и Натали и есть шеф «Бонтемпи» Валентино. Они из разных стран, разных возрастов и занимаются, казалось бы, тривиальным  делом — кормят людей. Но очевидно, что они креативны, это заметно с первого взгляда. Да и народ идет именно к ним за их работой. Здесь же люди, которые зарабатывают деньги собственным бизнесом. В турагентство «Чиптрип» бесконечно идут люди. В газетах турфирмы «валятся» одна за другой, а эти только развиваются, да и цены у них смешные. Или вот мой приятель Митя Борисов. Зарабатывает сетью всяких съестных заведений, выпускает стихотворный ежегодник на свои же заработанные с поэтами, которых кроме него мало кому приходит в голову издавать. Придумал недавно проект «Шардам» для  детей. И вообще, всё время что-то придумывает, уже все от этого устали и он устал, но остановиться не может.

Я хочу сказать, что принадлежность к новому креативному сообществу не определяется профессией, возрастом, происхождением, ни даже родом основных занятий. Новый креативный класс — это позиция, образ жизни, общие ценности. Эти люди легко объединяются и в пригодной для этого среде образуют крупные сообщества. Им интересно жить. Поэтому часто «Красный Октябрь», например, называют уголком Европы. На самом деле это всего лишь нормальные человеческие доброжелательные взаимоотношения между цивилизованными людьми, это место населяющими. 

Попробую все-таки определить основные критерии человека НКС (новое креативное сообщество).

— Это люди профессионально состоятельные, они хорошо умеют делать свое дело и, соответственно, ценят это качество в других.

— Это люди, которые любят свое дело, готовы совершенствоваться, искать новые смыслы.

— Группы такого рода людей легко самоорганизуются. Поскольку образ жизни, эстетические предпочтения понятны, они легко находят общий язык и стараются улучшить среду обитания.

— Это люди безусловно ориентированны на позитивное созидание.

— Это образованные люди. Они в основном конкурентоспособны и за рубежом, поэтому, с одной стороны, лишены традиционных местных комплексов, с другой — трезво смотрят на окружающий мир.

Я знаю нескольких молодых людей, которые проделали одинаковый путь. Поступили в МАрхИ, отучились четыре года, затем уехали учиться за рубеж, где защитили диплом магистра, затем вернулись обратно и защитили диплом еще и в МАрхИ. Двое работают со мной. Они хотят работать здесь, они хотят сделать свою страну и свой город лучше, они хорошие работники, они — создатели.

Есть еще кое-что важное. Эти самые представители нового креативного сообщества имеют дополнительное измерение. Они не готовы радоваться наличию только базовых потребностей. Наличие работы, объявленная стабильность и хорошая зарплата — этого недостаточно. Это не сообщество грамотных, а сообщество образованных людей, обогащенных культурой. «Чем богаче эстетический  опыт индивидуума, чем тверже его вкус, тем четче его нравственный выбор, тем он свободнее» (Бродский). Тем дальше он сдвинулся от сплоченного страхом и традицией коллективизма в сторону самостоятельной личности, индивидуальности. Поэтому и преклонения перед государством и его представителями здесь нет и не будет. Но возможен диалог. Разговор, соглашение, договор на равных. Это и есть, по-моему, так долго ожидаемая гражданская позиция самостоятельных граждан. Без которой никакая, к слову сказать, модернизация, сколько ни заклинай, невозможна. Чтобы не быть в вечном «вчера», необходимо сознательно опираться на эти творческие силы, не бороться с ними, а дать им расти, тянуть всех остальных за собой.

В заключение хочу сказать, что, наверное, можно заменить Новое креативное сообщество на более универсальное определение. Просто — Новое сообщество. Поэтому так хочется сохранить «Красный Октябрь».

Комментарии
Прямой эфир