Бюджетная реформа буксует
Правительство утвердило только две из 40 программ, на основе которых, как планировалось, должен рассчитываться бюджет. Минэкономразвития и Минфин просят другие ведомства поторопиться с принятием программ, иначе сроки реформирования бюджетной системы будут сорваны.
Госпрограммы по всем отраслям экономики и социальной политики должны были быть разработаны еще к середине апреля 2011 года. Но к этому времени готовы были только несколько программных документов. Проблема заключалась главным образом в разногласиях, которые возникали по ходу их согласования, говорит источник в Минэкономразвития. К тому же это был принципиально новый метод разработки и утверждения документов, поэтому процесс несколько затянулся, говорит чиновник.
Срок уже переносили до 1 декабря 2011 года, но и к этому моменту практически все программы либо еще дорабатывались, либо проходили согласование. Как уточнили в правительстве, сейчас разработаны 39 из 40 программ. Из них утверждены две — «Доступная среда на 2011–2015 гг.» и «Информационное общество (2011–2020 гг.)». Документ по внешнеэкономической деятельности уже внесен в правительство. Однако утверждение некоторых программ зашло в тупик из-за того, что правительство должно решить несколько ключевых вопросов.
Так, программа «Развитие пенсионной системы» даже не поступила на экспертизу в Минэкономразвития и Минфин. Аналогичная ситуация с программами «Развитие образования» и «Развитие здравоохранения», которые нуждаются в отдельных решениях правительства.
Бюджетную реформу тормозит и то, что до конца марта должен быть принят прогноз социально-экономического развития, и только потом надо будет подготовить долгосрочную бюджетную стратегию. В ней будут обозначены верхние пределы расходов по госпрограммам. Чем раньше будут готовы прогнозы, тем более длительные индикаторы можно заложить в программы, пояснил источник в Минфине. Впрочем, после принятия долгосрочных прогнозов корректировать их все равно придется.
— На те, планы, которые за последнее время были озвучены (руководством страны), понадобится около 4% ВВП, а для аккуратного ведения бюджета в такую тяжелую предкризисную пору нужно экономить около 2%, — говорит глава правления Института современного развития Игорь Юргенс. — Мы переносим эти проблемы уже на следующее правительство. Как будут балансировать бюджетный кодекс, трудно представить.
Без увеличения налоговой нагрузки, которая тоже сейчас опасна, реализовывать разработанные госпрограммы трудно, полагает Юргенс. При этом, по его словам, сама программно-целевая разработка кажется вполне разумным механизмом, если реально связывать достижения и финансирование.
Между тем в Минфине уверены, что все ведомства смогут перейти на программно-целевое планирование бюджета уже с 2013 года. Министерство давно вынашивает эту идею вкупе с предложением перейти на «электронный бюджет». Решение о переходе на такую систему было принято на совещании в правительстве в марте прошлого года. И Минфин, и Минэкономразвития предлагают ускорить принятие важнейших программ. Чиновники полагают, что в ближайшее время нужно согласовать все документы, а если остались разногласия — собрать согласительные совещания в правительстве.