Как майор Горыныч гитлерюгендовца усыновил
В российский прокат выходит фильм «Четыре дня в мае», снятый немецким режиссером Ахимом фон Борисом с участием российских артистов.
Время действия картины — четыре майских дня 1945-го, когда война уже закончилась, но люди еще продолжают гибнуть.
Сопродюсером фильма и исполнителем главной роли стал Алексей Гуськов. Он играет командира группы советских разведчиков, которая разместилась в Померании, в здании пансионата для девочек, взяв их под свою защиту.
Рассказ под названием «Русская былина», жанр которого его автор, Дмитрий Фост, определил как «проект киносценария», был шесть лет назад опубликован в журнале «Вокруг света» и спровоцировал настоящий скандал. Одни историки утверждали, что, несмотря на выдержки из архивных документов, сюжет вымышленный от начала и до конца. Другие допускали, что нечто подобное могло произойти на самом деле.
По версии «Русской былины» и фильма, 8 мая на территории пансионата появляется пьяный майор, терроризирует девочек, а когда дислоцировавшиеся там наши же разведчики его выпроваживают, сообщает в штаб, что в пансионате засели власовцы. В неразберихе последнего дня войны советские войска начинают штурм. На помощь разведчикам приходят немцы, которые собирались уже сдаваться в плен союзникам, но решили вступить в бой, чтобы защитить девочек.
В фильме, где из наших актеров помимо Алексея Гуськова заняты Павла Вензел, Григорий Добрыгин, Андрей Мерзликин, а также проживающий в Австрии Мераб Нинидзе, одним из главных героев становится персонаж, в «Русской былине» не упомянутый. Это 12-летний член «Гитлерюгенда», вначале люто ненавидящий русских, но потом ставший у советских разведчиков кем-то вроде сына полка. Взаимоотношения подростка и советского капитана, героя Гуськова, и составляют главный нерв картины.
Фон Борис снял спокойный (чтобы не сказать «занудный»), культурный европейский фильм — без призывов переосмыслить историю заново, но с очевидным гуманистическим посылом.
Ненавязчиво, но последовательно режиссер делает акцент на том, что прозвище героя Гуськова Горыныч дано ему за правду, которую капитан не хочет и не умеет скрывать. Начальство ему «рубит голову», срезает звездочки с погон, но голова все равно отрастает.
По концепции фон Бориса, именно такие «горынычи», вне зависимости от их национальности, позволяют надеяться, что даже в самой тяжелой войне возможны сострадание, понимание и уважение к людям. И что «правда войны» на самом деле не отличается от «правды мирной жизни» и никакие экстремальные обстоятельства не могут оправдать свинства.
Поскольку с этим вряд ли кто-либо готов поспорить, фильм фон Бориса, скорее всего, примут значительно спокойнее, чем «Русскую былину». Разве что коммунисты снова найдут здесь повод для своего вечного нытья. Если, конечно, заглянут на «4 дня в мае» в грядущие выходные.
«4 дня в мае», в прокате с 17 февраля