Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

В Московской области объединят мировые религии

Школьный курс «Основы религиозных культур и светской этики» может сильно измениться
0
В Московской области объединят мировые религии
Фото: РИА НОВОСТИ/Сергей Черных
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Члены общественной палаты Московской области (ОП МО) выступили с инициативой введения в общеобразовательные учреждения единого курса «Основы религиозных культур, атеизма и светской этики», который бы объединял в себе все мировые конфессии и заменил аналогичный предмет с «модульным» подходом преподавания. Преимущество единого курса в том, что его может преподавать один человек.

Главный аргумент авторов идеи — нехватка в Подмосковье учителей, готовых преподавать «непопулярные» в России ислам и буддизм. Областное министерство образования готово поддержать инициативу, а вот федеральное придерживается другой позиции.

Напомним, что комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), который должен стартовать в школах с сентября 2012 года и рассчитан на 4–5-е классы, включает в себя шесть модулей — «Основы светской этики», «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы исламской культуры», «Основы буддисткой культуры», «Основы иудейской культуры».

Как рассказал «Известиям» Фарит Мухтасаров, председатель региональной татарской национально-культурной автономии МО и член областной общественной палаты, в подмосковном городе Дубна был проведен эксперимент. В нем приняли участие 470 учащихся (из 12 школ). В результате выяснилось, что большая часть детей (61,9%) выбрала модуль, посвященный светской этике, на втором месте оказались основы мировой религии (20,2%), на третьем — православие (17%). Иудеев среди школьников вообще не оказалось.

— Ислам и буддизм выбрало минимальное количество ребят, учителей на них не хватило. Для основ православия преподаватели нашлись, а для того же ислама — нет. При этом те дети, которые выбрали светскую этику, вообще не будут иметь представления об основах других религиозных культур. В методологии заранее заложено разъединение, что неправильно, — сказал Мухтасаров.

Примечательно, что данные МО практически полностью коррелируют с показателями федерального исследования. Так, в результате апробации курса ОРКСЭ в 21 субъекте РФ с 480 тыс. учащимися из 9980 школ было выявлено, что наибольшей популярностью действительно пользуется «светский» модуль — 42% школьников, далее идут православие — 30%, мировая религия — 18%, ислам — 9%. Меньше всего оказалось «буддистов» и «иудеев» — по 1%.

В областном министерстве образования к предложению общественников отнеслись положительно. «Мы готовы к сотрудничеству и готовы выйти с таким предложением к российскому министерству образования», — заявила замминистра образования правительства МО Александра Котова. Между тем федеральные органы власти к новой идее отнеслись скептически. «Есть распоряжение правительства (от 28 января №84-p. — «Известия»), которое предполагает введение шести модулей. Они и будут действовать», — пояснили в пресс-службе министерства образования.

В то же время позиция экспертов близка, скорее, к мнению областных структур. «Когда дается целостный вариант преподавания основ религии, появляется возможность сопоставления, сравнения. Это было бы интересно и детям, и педагогам», — считает директор московского центра образования «Царицыно» Ефим Рачевский. Правда, как отметил народный учитель России, пока для полноценного преподавания данного курса не хватает квалифицированных педагогов.

С Рачевским солидарен и научный сотрудник Российского института культурологии Иван Гринько. По его мнению, подобный конфессионный «синтез» помог бы сформировать независимое представление о религии. «Преподавание же одной религии в течение, к примеру, 10 лет приведет к урокам Закона Божьего, в том или ином проявлении. Тем более что большинство из религиозных идей органически связаны и насильственно их разделять совершенно нелогично», — пояснил он.

Согласно данным февральского опроса «Левада-Центра», противников и сторонников преподавания в школах основ религии оказалось практически поровну. Так, «за» высказались 44% опрошенных, 43% — «против», 13% — затруднились высказать свое мнение.

Комментарии
Прямой эфир