Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп и Стармер по телефону обсудили сдерживание России на Крайнем Севере
Мир
AP сообщило о встрече советников Трампа с посланниками Дании и Гренландии
Мир
В ООН пожелали привлечь к ответственности виновников смерти женщины в США
Спорт
На 74-м году жизни умерла латвийская баскетболистка Ульяна Семенова
Мир
Дипслужба ЕС не смогла перечислить якобы атакованные Россией 19 стран
Происшествия
ВСУ нанесли ракетный удар по Белгороду
Общество
Ушел из жизни первый советский фигурист, чемпион СССР Валентин Захаров
Мир
Трамп намерен заключить новое соглашение по истечении ДСНВ
Мир
На Украине школы и вузы могут перевести на дистанционное обучение
Мир
Трамп сообщил о «больших проблемах» на Кубе
Мир
В США за первую неделю 2026 года произошло девять массовых стрельб
Мир
Трамп заявил о необходимости включения новых стран в соглашение по ядерному оружию
Общество
Долина освободила квартиру в Хамовниках для Лурье
Мир
Трамп заявил о незаинтересованности РФ большинством стран НАТО
Мир
Трамп пригрозил ударить по Ирану в случае убийств протестующих
Мир
Трамп обвинил сенаторов-республиканцев в угрозе нацбезопасности США
Мир
Зеленский провел кадровые перестановки в регионах Украины

Музеи Кремля показывают рясны, аграфы и шэз д'ор

Главная ценность выставки — два клада с украшениями, схороненные во время нашествия Батыя
0
Музеи Кремля показывают рясны, аграфы и шэз д'ор
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дамир Булатов
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Новая экспозиция «Клады и древности Кремля», открывшаяся в подклете Благовещенского собора, на самом деле не такая уж и новая. С 1970 года здесь работала археологическая выставка, организованная первым археологом Музеев Кремля Нонной Владимирской, но пускали сюда только группы.

После реставрации подклета стало проще увидеть клады и сокровища, обнаруженные на территории Кремля, хотя низкие своды и небольшие размеры помещения ограничивают возможности публики. Зато теперь доступны настоящие граффити с видами Кремля, выполненные, видимо, в начале XVI века неизвестным горожанином. Да и старые вещи выглядят иначе — отреставрировали и аграфы (украшение головного убора из дужки с тремя бусинами), и рясны (подвески убора), и гривны (шейные украшения).

Сегодня в отделе археологии и нумизматики хранится более 38 тыс. экспонатов. Могло быть и больше, но до начала 1960-х годов все найденное на территории Кремля отдавали в Исторический музей или Музей истории Москвы. Себе оставляли лишь монеты — сейчас их здесь около 35 тыс.

Для выставки отобрали 3 тыс. монет. Кажется, они могут радовать лишь нумизматов, но, слушая специалистов, понимаешь, что это не так. Монеты помогают понять, насколько иначе выглядела карта мира. Вот, например, шэз д'ор (1338–1339 годов) из герцогства Брабант. В эпоху Людовика IV Баварского (1314–1346), императора священной Римской империи, английский король Эдуард III, бывший имперским викарием Нидерландов, чеканил его на монетном дворе Антверпена.

В Кремле находят монеты со всей Европы. Главным торговым партнером москвичей был Любек, потому «любских ефимок» больше всего (ефимками называли европейские серебряные талеры). Есть и «реальские ефимки» — испанские и португальские реалы из южноамериканского золота, и «плешивцы» — шведские монеты, на которых король изображен с непокрытой головой. Образцами же считались венгерские гульдены, самые надежные в Европе. Качество монет контролировали строго. 

— Однажды голландских купцов обвинили в том, что в их монетах слишком много олова, — рассказал «Известиям» завотделом нумизматики и археологии Сергей Зверев. — Началось разбирательство. Голландцы защищались, но скептики доказали свою правоту.

В рукописной же «Торговой книге» XVI века советовали присматриваться к шведским монетам: «в иных есть нечисть».

Русские монеты допетровской эпохи — крохотные проволочные копейки, деньги и полушки — часто носили за щекой, говорят, во рту умещалось до двух рублей. Мошна (то есть кошелек) была не у всех. Мошенником же называли не вора, срезавшего мошну, а того, кто ее делает.

Показывают и золотые немецкие монеты из рейнского золота. В соседней витрине — меч, выкованный в мастерских на Рейне в 1130–1170 годах. Он с авторским клеймом: на клинке с двух сторон выгравирован текст «Этцелин меня сделал во имя Божие». Его нашли в коллекторе на Ивановской площади, шедшему по крепостному рву XIII века. Конец меча обрублен: в 1975 году обнаруживший его рабочий захотел сделать из меча кинжал.

В том же году нашли и клад в колодце Угловой Арсенальной башни, вблизи Могилы Неизвестного Солдата. В кольчуги оказались завернуты два шлема и две пары стремян начала XVI века. В этой же витрине показано кольцо XIV века из рога лося, предохранявшее палец при стрельбе из лука. К числу военных экспонатов относится и крупный наконечник стрелы — редкость, если учесть, что после битв все оружие собирали и вновь пускали в дело. Именно поэтому, говорит хранитель археологической коллекции Музеев Кремля Александр Колызин, почти ничего не нашли на Куликовском поле.

Главная же ценность — два клада с украшениями. Большой кремлевский клад, обнаруженный в 1988 году, насчитывает более 300 предметов. Второй, с 23 предметами, нашли три года спустя неподалеку от Спасских ворот. Их спрятали в 1238 году, в год разорения Москвы Батыем.

Среди мужских и женских украшений — не только древнерусские, но и скандинавские, и восточные. Выставлены и два византийских креста-тельника XIII века. Один из них сделан из синего лазурита. Его добывали в копях афганского Бадахшана и считали самым красивым лазуритом на свете. Синий лазурит ценили еще в Древнем Египте, где украшения из него носили и жрецы, и ясновидящие. Так археология оказывается компрессором времени, его стражем и поэтом одновременно.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир