Китайских студентов ставят под ружье
В Китае руководителям вузов предписано ввести в учебный процесс занятия по военной подготовке. Согласно опубликованным на сайте министерства образования КНР «Предложениям по совершенствованию учебного процесса в учреждениях высшего образования», предлагается выделить 2–3 недели на освоение теоретического курса военного дела, а также предусмотреть не менее 14 дней на практические занятия.
Новшество, как говорится в документе, призвано «развивать чувство патриотизма, пестовать коллективизм и революционный героизм, готовить к тяжелым боям, учить стойкости в преодолении трудностей».
Реализовывать поставленную задачу помимо руководства вузов обязаны также студенческие союзы. А министерство обороны — оказывать им всяческое содействие.
— Военная подготовка студентов – это хорошее дело, — сказал в комментарии «Известиям» заместитель директора Института международных отношений Пекинского университета Цзя Цинго. — Активная деятельность на свежем воздухе весьма благоприятно сказываются на молодых организмах.
Сейчас молодые китайцы, по его мнению, слишком домашние. Их необходимо выдернуть из-под заботливого крыла родителей, отправив на какое-то время на сборы, где они станут учиться самостоятельности, раскроют свои новые таланты.
Немаловажно также, по словам эксперта, то, что в ходе этих занятий студенты будут учиться действовать в группе, принимать решения, договариваться, сотрудничать, взаимодействовать друг с другом, коллективно решать задачи.
И, наконец, как считает Цинго, уроки военной подготовки важны для духовного воспитания, укрепления патриотизма.
Нововведение преследует сразу несколько целей. Одна из них — повышение уровня общей военной подготовки населения. В сегодняшнем Китае не каждый юноша или девушка могут попасть на службу в ряды Национально-освободительной армии (НОАК) или Народной вооруженной полиции (аналог наших Внутренних войск) — она считается делом исключительно престижным, и конкурс составляет 5–7 человек на место.
У «военной инициативы», которую продвигают Генштаб и Главное политуправление НОАК, отдел пропаганды ЦК компартии, министерства финансов и культуры, а также ЦК Коммунистического союза молодежи Китая, есть четкая идеологическая составляющая. Власти пытаются массово привить молодежи элементарные навыки и знания в области защиты родины. Эти усилия должны правильно повлиять на «неокрепшие души студентов», которые, «прикоснувшись к военной машине своей страны», по задумке авторов документа, «преисполнятся патриотизмом и чувством гордости».
Военные сборы для студентов проводились и ранее — представители гражданских вузов, в зависимости от специальности, один или несколько раз за период обучения направлялись в военные части, где овладевали военными навыками. Однако расширение этой программы за счет включения новой дисциплины в учебный план вызвало неоднозначную реакцию.
Некоторые китайские эксперты полагают, что введение военной подготовки в вузах может стать новым поводом для критики Пекина со стороны Запада — прежде всего США. Американцы уже давно вменяют Поднебесной, что она якобы бесконтрольно и неустанно наращивает свой военный потенциал, угрожая балансу и стабильности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Другой, достаточно неожиданный, поворот в развернувшейся общественной дискуссии — исторический. Отмечается, что основными участниками как «культурной революции», так и событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году были именно студенты. И страшно представить, чем бы все эти потрясения закончились, если бы хунвейбины или демонстранты имели за плечами курс военной подготовки. Возможно, именно поэтому подобная дисциплина не была введена в учебный процесс ранее.