Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Минэнерго дало итоговый ответ на «Стратегию-2020»

Повышать акцизы на бензин до семи-восьми рублей и отказываться от экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты нельзя, считают в министерстве
0
Минэнерго дало итоговый ответ на «Стратегию-2020»
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Следовать рекомендациям авторов «Стратегии-2020» вроде увеличения акцизов на моторное топливо минимум до семи-восьми рублей на литр и отмены экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты рискованно. Такова позиция Министерства энергетики на итоговый доклад авторов «Стратегии-2020». Согласны в ведомстве лишь с некоторыми предложениями доклада.

«Стратегия-2020» (полностью называется Докладом о результатах работы экспертной группы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года) окончательно была дописана в конце прошлого года.

Недавно министр энергетики Сергей Шматко направил в правительство оценку этого документа его ведомством. Как следует из письма министра, Минэнерго несогласно почти со всеми идеями «Стратегии-2020», которые касаются его сферы ответственности.

Так, в «Стратегии-2020» предлагается не брать с нефтяников денег (экспортных пошлин) за продажу за рубеж нефти и продуктов ее переработки — и одновременно разрешить свободный ввоз импортного топлива. Тогда из-за роста конкуренции цена на российских заправках почти не вырастет, зато качество бензина улучшится. Все будет наоборот, уверены в Минэнерго. После отмены экспортной пошлины вывозить топливо будет гораздо выгоднее и цены на него внутри страны неизбежно вырастут. А это несет «существенные социально-экономические риски», полагают в Министерстве энергетики.

Ни в коем случае нельзя повышать, как предложено в «Стратегии-2020», акцизы на топливо к 2015 году до семи-восьми рублей за литр и больше, полагают в ведомстве Сергея Шматко. Акцизы перекладываются на население, что при сохранении высокой цены на нефть грозит «вызвать отрицательную реакцию у отдельных категорий населения».

Минэнерго готово поставить под сомнение даже желание «Газпрома» получить равнодоходные цены на свое топливо (одинаковую цену в Европе и России с учетом экспортных пошлин и транспортных расходов). Сейчас природный газ в США стоит в разы меньше, чем продаваемый «Газпромом» в Европе, поэтому в «Стратегии-2020» требуется обосновать необходимость установления равнодоходных цен для российских потребителей, полагают чиновники.

Не согласны в министерстве и с предложением создать отдельное Агентство энергетического развития, которое будет отвечать за развитие всей отрасли, — это приведет к путанице. Также не нужно давать льготы акционерам холдинга «МРСК» в случае продажи госпакетов в его региональных «дочках» — это может привести к потере контроля над ними.

Увидели чиновники-критики в тексте «Стратегии-2020» и противоречия. Например, в одном месте документа для снижения цен на заправках в периоды подорожания нефти предлагается акцизы на топливо уменьшать, а в другой — повышать, а средства пускать на ремонт дорог.

Кстати, говорит источник в Минэнерго, в ведомстве согласны привязать топливные акцизы к цене нефти. Считать их предлагается по специальной формуле, которая будет учитывать цену нефти, величину экспортных пошлин и курс рубля.

Полностью в Минэнерго согласны со «Стратегией-2020» лишь в одном — налогообложение нефтяной отрасли надо менять в сторону дальнейшей дифференциации ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и введения нового налога на дополнительный доход (НДД). Иначе разрабатывать месторождения на шельфе и многие новые на суше сейчас нерентабельно из-за большой капиталоемкости. В итоге и бюджет от них ничего не получает.

— Минэнерго действительно представило свои замечания к «Стратегии-2020». Они касаются стимулирования развития наших профильных отраслей, — заявил официальный представитель ведомства.

«Газпром» не стал комментировать предложение Минэнерго дополнительно обсудить принципы установления равнодоходности цены на газ для внутреннего рынка.

Спор Минэнерго и авторов «Стратегии-2020» выглядит по большей части совершенно беспредметным, сходятся во мнении эксперты.

— Мне понятны и близки аргументы и авторов «Стратегии-2020», и критика Минэнерго. Но есть один важный момент, который не учен ими вообще, — говорит генеральный директор консалтинговой компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян. — Не имеет значения, с какой страны брать пример. Ни одна стратегия не может быть разработана без привязки к доходам населения.

Трудно не согласиться с утверждением Минэнерго о том, что не нужно создавать в отрасли «вторую голову» в лице Агентства энергетического развития, говорит президент Института энергетики и финансов Владимир Фейгин. В остальном, по его мнению, и «Стратегии-2020», и министерству не хватает ясного понимания цели.

— Все зависит от того, к чему мы стремимся. Сейчас топливо у нас стоит примерно столько же, сколько в США. Дешевле оно стоит только в странах, где его субсидируют, — считает Владимир Фейгин. — В Европе же бензин на заправках гораздо дороже. Зато там за счет высокой цены финансируют социальные задачи. Но если мы будет стремиться к ценам на топливо на уровне €1,5 (около 60 рублей) за литр — это будет трудно объяснить людям.

То же самое касается и цен на газ. С одной стороны, ни одна страна — экспортер газа равнодоходную цену не использует, чтобы стимулировать развитие своей перерабатывающей промышленности, подчеркивает Владимир Фейгин. С другой — более высокая цена на газ внутри страны позволит оставить деньги на развитие газовикам и наращивать его добычу и экспорт.

В отвечающих за подготовку «Стратегии-2020» Российской академии народного хозяйства и государственной службе при президенте России, и Высшей школе экономики позицию Минэнерго официально не прокомментировали.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир