Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Школьники из Белгорода побывали на чемпионате по мотокроссу на «Игора Драйв»
Армия
Мотострелков группировки «Восток» наградили за подвиги при освобождении Новомихайловки
Мир
В США признали наличие твердой поддержки России со стороны Китая
Происшествия
Гладков сообщил о пожаре в храме в Белгородской области из-за падения дрона ВСУ
Мир
СМИ сообщили об ужесточении требования к ввозу домашних животных из России в ЕС
Происшествия
Четыре человека погибли в результате ДТП в Пензенской области
Армия
Военные РФ и Сирии приняли меры для отражения готовящихся террористами ударов
Мир
Kan узнала о приостановке переговоров между Израилем и ХАМАС
Мир
Французский генерал заявил о растерянности ВСУ из-за наступления ВС РФ
Общество
В Петербурге ликвидировали открытое горение в цехе с полиэтиленом
Мир
Захарова назвала визит Путина в Китай судьбоносным для всего мира событием
Происшествия
Беспилотник ВСУ упал на территорию НПЗ в Краснодарском крае
Спорт
Дацик показал «магический настрой» подготовки к бою с Тернером
Армия
Расчеты РСЗО «Град» уничтожили группу пехоты ВСУ на северском направлении
Мир
Шор объявил о запуске кампании против вступления Молдавии в Евросоюз
Экономика
В Китай из РФ отправился первый поезд экспортного сервиса «Мясной шаттл»
Общество
Синоптики пообещали москвичам ясную и теплую погоду без осадков 19 мая

Нефтяники цены снижают, а заправки — держат

Несмотря на серьезное падение отпускных цен нефтеперерабатывающих заводов, на АЗС бензин почти не дешевеет
0
Нефтяники цены снижают, а заправки — держат
Фото: Владимир Суворов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Нефтяные компании выполняют неформальную договоренность с Минэнерго не повышать отпускные цены НПЗ. Однако этот «общественный договор» — в некоторой степени лукавство, ведь зимой цены на топливо и без того снижаются, о чем свидетельствуют данные ИАЦ «Кортес» и Росстата. При этом на фоне заметно подешевевшего опта розничные цены практически не меняются.

Цены на российских АЗС замерли: они не растут, но и не падают — хотя основания для снижения есть. В то время как падение отпускных цен на НПЗ с начала года достигло уже 4%, розничные снизились от силы на 0,6%. С начала года самый популярный бензин АИ-92 подешевел на восемь копеек, а 95–й — на 17 копеек.

Разрыв между оптовой и розничной ценой нарастает. В то время как оптовые цены снижаются с октября, розничные либо повышаются, либо стоят на месте. Цены на АЗС плавно росли до конца января, потом за одну неделю слегка упали, а за последнюю неделю остались на месте. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат) — средние цены на бензин марки АИ-92 составляли на 10 января 2012 года 26,32 рубля за литр, на 30 января — 26,18 рубля. Об этом говорят и данные ИАЦ «Кортес»: 92-й бензин на 30 декабря 2011 года стоил 26,57 рубля за литр, на 3 февраля 2012 года — 26,47 рубля.

Отпускная цена нефтеперерабатывающих заводов на тот же 92-й бензин на конец 2011 года составляла 26,36 тыс. рублей за тонну, на 3 февраля — уже 25,76 тыс. рублей. Если бы снижение цены нашло отражение в розничных ценах, то литр Аи-92 на АЗС стоил бы дешевле не на восемь копеек, а чуть ли не на 70 копеек.

Напомним, в середине января было достигнуто неформальное соглашение между Минэнерго и нефтяными компаниями о фиксации розничных  цен на топливо на уровне декабря 2011 года.

На прошедшем 2 февраля в Министерстве энергетики еженедельном заседании Штаба по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов было объявлено, что запасов топлива в регионах хватит на 10 суток и больше. Резервы топлива увеличились в 10 регионах, в остальных по крайней мере не снизились.

Нефтяники считают нынешние цены справедливыми.

— Сейчас по идее период стабилизации цен… Нефтяные компании прекрасно знали, что с 1 января будут повышены акцизы на все моторное топливо, поэтому подготовили достаточно большой запас топлива еще в декабре, — говорит представитель компании «Лукойл».

Однако, по его мнению, все равно рано или поздно рост цен начнется: накопленных выше обычной нормы запасов хватит лишь еще на полтора-два месяца.

По словам источника еще в одной крупной нефтяной компании, нынешние цены являются  экономически обоснованными, и повышать их нет смысла. Но и снижения цен на заправках ждать не стоит. Розничные торговцы идти на это не готовы.

— На дизтопливо с осени цены сильно поднимались. Поэтому в преддверии зимы мы закупили большую партию зимнего дизтоплива и керосина, — рассказывает генеральный директор ООО «Дорис-нефтепродукт», президент Чувашского топливного союза Андрей Агеносов. — После нового года отпускные цены на НПЗ стали опускаться на 4–5 тыс. Получается, я купил топливо по дорогой цене… Конечно, я на заправке держу высокие цены. Мы, независимые АЗС, в отличие от вертикально интегрированных компаний, ничем не защищены: если бы я не купил эту партию, кто знает, вдруг бы столкнулся с дефицитом?

Между тем, маржинальная доходность автозаправочных станций с декабря неуклонно повышалась. И выросла на 92-й и 95-й бензины без малого в два раза — с примерно 8% до 14%.

— Сейчас маржа автозаправочных станций составляет 14%, но это очень мало, — говорит президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

По его мнению, маржинальная доходность должна быть как минимум 15%, чтобы обеспечить покрытие всех налогов, затрат и минимальную — 1–2% — прибыль.

ФАС такое положение находит вполне естественным.

— Были сделаны запасы в предыдущие периоды в размере более 1 млн т по дизельному топливу, и то же самое касается бензина. Колебания цен слишком краткосрочные, чтобы можно было делать какие-то выводы. Мы, естественно, ситуацию мониторим, но пока никаких действий предпринимать не собираемся, — заявил заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин.

Так как же будут вести себя розничные цены на топливо? Практически все участники рынка сходятся во мнении, что очередного скачка цен стоит ожидать весной.

— До марта цены расти не будут, а потом поднимутся, потому что акцизы поднялись. Как ни боролось наше правительство за низкие цены в прошлом году, за прошлый год цены на топливо в среднем выросли на 14%. В этом росте 7% пришлось на инфляцию, а 7% — на увеличение акцизов на топливо, — резюмирует Евгений Аркуша. — Бороться с ценами административными методами нельзя, нужно использовать экономические рычаги — снижение налоговой нагрузки, изменение тарифно-таможенного законодательства, отвязку цен от мировых путем тех же налоговых изменений. Только так можно добиться реального снижения цен.

Нефтяные компании пользуются своим доминирующим положением на рынке, поэтому  топливо дорожало и будет дорожать, уверен лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.

— Сейчас еще действуют политические договоренности между Минэнерго и нефтяными компаниями о неповышении цен, но после выборов нужно ждать нового взлета цен. Мы, скорее всего, приблизимся к 30 рублям за литр, — говорит Виктор Похмелкин.

Первую волну повышения цен можно ожидать в марте-апреле с увеличением спроса. А с 1 июля еще раз будет повышен акциз, поэтому с 1 июля можно ждать второй волны повышения цен, считает представитель «Лукойла».

Комментарии
Прямой эфир