ВТБ вернет акционерам, что взял

Инвестиционный «Форум Россия 2012» не обошелся без сюрпризов. Премьеру Владимиру Путину, который много говорил о вызовах для мировой экономики, самому пришлось отвечать на вызов из зала. Вернее, на вопрос тех самых инвесторов, к которым он обращался с программой по улучшению климата для них.
Вице-президент Capital International (международная компания, управляющая фондами прямых инвестиций) Надя Уэллс напомнила, что именно Владимир Путин активно поддержал народное IPO ВТБ, и поинтересовалась, намерен ли он сделать что-то для поддержания людей, купивших акции банка, которые сейчас стоят вдвое меньше, чем во время размещения.
— Если вы считаете, что по каким-то соображениям вам лучше выйти из этих активов, то мы можем сделать таким образом: я могу поручить руководству банка проработать вопрос об обратном выкупе этих акций у миноритарных акционеров, с тем чтобы вы не понесли никаких убытков, — моментально ответил широким жестом Владимир Путин. — Мы готовы будем для этого выделить даже необходимые ресурсы. Андрей Леонидович (Костин — глава ВТБ), сколько примерно это потребует денег?
Глава ВТБ хоть и попросил пару дней для уточнения ответа, но будто ждал вопроса премьера:
— Для того чтобы выкупить, скажем, полностью у 100–110 тыс. акционеров, нам потребуется порядка 15–18 млрд рублей, где-то так.
В ходе IPO среди российских и зарубежных инвесторов было размещено 22,5% акций ВТБ. Минимальная сумма пакета — 30 тыс. рублей. Акции банка в итоге приобрели более 120 тыс. человек. Эксперты считают, что одной из главных ошибок, допущенных в ходе IPO, была цена размещения (13,6 копейки за акцию). При том что независимые оценки были вдвое ниже. В ходе размещения ВТБ привлек около $8 млрд, что стало самым крупным IPO в Европе в 2007 году. Правда, уже через несколько месяцев акции сильно просели. Минимумов они достигли в феврале 2009 года, когда они подешевели до 2 копеек, что, естественно, радости у акционеров не вызвало.
В принципе руководство ВТБ пережило огромную трансформацию взглядов на свое размещение. Если сначала, когда акции упали на 20–30%, Андрей Костин обвинял в заговоре международные инвестбанки, которые обвалили ценные бумаги, дабы по дешевке приобрести лакомый актив, а потом в единении с миноритариями признавал себя «лохом», поскольку тоже поучаствовал в народном IPO, то в октябре прошлого года заявил, что такая практика себя не оправдала. Слишком мало понимает население в финансах, и на фондовом рынке должны работать профессионалы.
— Руководство ВТБ изначально ведет себя асимметрично в отношении инвесторов, — полагает вице-президент УК «Риком-Траст» Андрей Иванов.
По мнению эксперта, заявление об обратном выкупе на инвестиционном форуме имело чисто политическую подоплеку перед мартовскими выборами.
— Со стороны премьера это заявление должно было придать больший резонанс его экономической программе, — говорит Иванов. — А ВТБ взял под козырек. Но не думаю, что до выборов обратный выкуп может быть реализован. Экономика такого проекта слишком велика, и его невозможно провести за месяц.
А председатель союза миноритарных акционеров Дмитрий Удальцов, напротив, воспринял новость о возможном выкупе акций с воодушевлением:
— Это большая наша победа. Мы долго добивались этого — писали и премьеру, и президенту, и нас наконец-то услышали. Но считаю, что должны быть и ограничения для выкупа, иначе ВТБ просто не справится с этим. Во-первых, выкуп должен быть осуществлен только у россиян. Во-вторых, выкупать в первую очередь нужно у социально незащищенных слоев населения. И в-третьих, должно быть некоторое ограничение по сумме — 300–500 тыс. рублей.
Но банковский аналитик «Урса Капитал» Дмитрий Дорофеев отмечает, что вариант с тем, чтобы разделить акционеров по принципу «свой-чужой», «бедный-богатый» не получится.
— Важно понимать, что нельзя выкупить акции напрямую у части акционеров. Этого не позволяет закон, который трактует это как ущемление прав нынешних владельцев ценных бумаг, — подчеркивает Дорофеев.
И это, по мнению эксперта, в любом случае обернется к ограничению по сумме в 100 тыс. рублей.
— В связи с этим владельцы совсем маленьких пакетов (в ходе IPO минимальный — 30 тыс. рублей) выиграют. Хотя и весьма условно. Ведь, даже вернув деньги, исходя из цены размещения, не нужно забывать, что за это время люди потеряли 30–40% из-за инфляции, — рассуждает Дмитрий Дорофеев.
В любом случае, отмечает он, обратный выкуп негативно скажется на состоянии ВТБ, который потеряет примерно половину выплаченных денег, то есть около 10 млрд рублей. С тем, что процесс ударит по кредитной организации, согласен и Андрей Иванов.
— Достаточно посмотреть на обратный выкуп, который провел в прошлом году «Норильский никель», находящейся в лучшей финансовой форме, чем ВТБ. Но даже им пришлось изыскивать часть средств на стороне, — напоминает Андрей Иванов.
Впрочем, премьер уже помог. В четверг после выступления Владимира Путина на форуме акции ВТБ в момент подскочили на 2% — до 7,4 копейки.