Харитонов рисует ангелов
Принято считать, что художники-нонконформисты позднесоветского периода противостояли не только тоталитарной идеологии, но и многим традиционным ценностям, предлагая взамен новые формы и содержания.
Если подобное суждение и выглядит достоверным, то далеко не во всех случаях. Примеров «ретроспективного авангарда» хватает, и творчество Александра Харитонова тоже стоило бы причислить к этому длинному ряду.
Метафизика автора базировалась на вполне ортодоксальном фундаменте, несмотря на видимые признаки модернистской эстетики. Сам он писал о своих работах: «Моя живопись зиждется на трех китах: византийская иконопись, древнерусская иконопись и церковная вышивка драгоценными камнями, жемчугом, бисером».
Собственно говоря, именно приверженность православным мотивам в творчестве и привела его в неофициальное искусство. Среди других андеграундных художников он выделялся нежеланием что-либо критиковать и бросаться в безоглядные эксперименты.
Живописная манера Харитонова была чем-то сходна с манерой его старшего коллеги Бориса Свешникова, который провел восемь лет в сталинских лагерях. Те же точечные, «пуантильные» мазочки на холстах — и тот же романтический настрой во многих сюжетах.
Однако Свешникову был свойственен романтизм тревожный, неоднозначный, почти сюрреалистический, а Харитонов выглядел художником едва ли не «блаженным», исполненным детской наивности и благоговения перед Божьим миром. Недаром в его работах то и дело фигурируют ангелы, символизирующие неизменное присутствие высших сил в человеческой реальности.
В постсоветские годы, уже после смерти художника, его произведения обрели немалую популярность среди коллекционеров. Именно из частных собраний позаимствованы экспонаты для нынешней ретроспективы — около 80 живописных и графических работ разных лет.
Ангелы в пейзаже
6 февраля – 25 марта
Галерея «Наши художники»
Коттеджный поселок Борки, д. 36 (19-й км Рублево-Успенского шоссе), тел.: (495) 634-22- 22. Ежедневно с 12.00 до 20.00