Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

ГЛОНАСС получит деньги на этой неделе

Затянувшееся согласование статей бюджета федеральной целевой программы по ГЛОНАСС закончилось в минувшие выходные
0
ГЛОНАСС получит деньги на этой неделе
Фото: FLICKR.COM/Patrick G.
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В минувшие выходные Роскосмос наконец согласовал с Минэкономразвития проект федеральной целевой программы (ФЦП) по поддержанию и развитию спутниковой  навигационной системы ГЛОНАСС на 2012–2020 годы. Об этом «Известиям» сообщил высокопоставленный источник в Минэкономразвития:

— 27 января был крайний срок, чтобы представить правительству согласованный в министерствах проект ФЦП. В итоге последние детали удалось утрясти в субботу утром. На этой неделе концепция федеральной целевой программы будет соответствующим образом оформлена и представлена на утверждение Владимиру Путину.

Источник в правительстве добавил, что дедлайн 27 января был определен на заседании межведомственной рабочей группы «по форсированному созданию и развитию системы ГЛОНАСС». Заседание проходило 21 января под председательством вице-премьера Владислава Суркова. Собеседник «Известий» рассказал, что помимо утверждения ФЦП речь на совещании шла о внедрении наземных сервисов на основе ГЛОНАСС:  

— Минпромторгу, Минэкономразвития, Минтрансу при участии «НИС ГЛОНАСС» (отвечает за наземное внедрение систем. — «Известия») поручили ускоренными темпами разработать рекомендации по обязательному оснащению транспортных средств приборами ГЛОНАСС. Также решено провести переговоры с Белоруссией и Казахстаном по унификации техрегламентов безопасности транспорта.

Разговоры, что все транспортные средства будут оснащаться аппаратурой ГЛОНАСС, ведутся не первый год. В 2005 и 2008 гг. выходили во многом повторяющие друг друга постановления правительства о необходимости установить ГЛОНАСС тем, кто перевозит опасные и крупногабаритные грузы и пассажиров. Но эти постановления не выполнялись — во многом из-за того, что само оборудование для ГЛОНАСС до последнего времени было дефицитом. Да и ответственности за отсутствие ГЛОНАСС не предусматривалось. Ее хотели ввести с июля 2011 года — обещали внести в КоАП поправки за отсутствие оборудования ГЛОНАСС в транспорте для перевозки пассажиров. Но не сделали этого.

При всей решимости государства внедрить ГЛОНАСС процесс пока буксует из-за того, что не до конца ясны многие концептуальные моменты. Когда заходит речь об оснащении ГЛОНАСС пассажирского транспорта, подразумевается не просто навигационное устройство, а куда более сложный прибор; он сообщает о своем местоположении диспетчеру, дает сигнал SOS в случае аварии, при желании можно получать данные о скорости движения, продолжительности остановок, карту с точностью до метра. Но кто за это будет платить — вопрос открытый. И пока он не решен, нельзя сказать, что именно нужно покупать и куда устанавливать. Ясно, что стандарты подобных систем должны определяться государством, потому что эффективны они только в интегрированном виде. 

До осени прошлого года транспортники надеялись на ФЦП ГЛОНАСС. Их надежды сбылись бы в том случае, если бы правительство одобрило бюджет ФЦП на 462 млрд рублей — столько Роскосмос просил весной 2011 года. Но дали намного меньше — 330,5 млрд рублей, вычеркнув из проекта программы почти все, что касается наземного внедрения. Сейчас Роскосмос по сути устранился от наземного внедрения ГЛОНАСС, оставив разбираться с этой проблемой Минтранс и Минпромторг. 

По словам источника в Минэкономразвития, на заседании 21 января министру транспорта Игорю Левитину было поручено до 1 февраля разработать план-график оснащения пассажирских автобусов и грузовых автомобилей оборудованием ГЛОНАСС.

Участники рынка напоминают, что форсированное оснащение транспортных средств натолкнется на проблемы правового плана. 

— В  настоящий момент для развития российского навигационного рынка нужно существенно  доработать нормативную и правовую составляющие, — заявили «Известиям» в «НИС ГЛОНАСС». — В частности, для поэтапного оснащения транспорта необходимо установить порядок оснащения различных категорий транспортных средств, требования к оборудованию, защищающие рынок от недобросовестных поставщиков.

В компании отметили, что переговоры с Белоруссией и Казахстаном по совместному использованию ГЛОНАСС проведены и соглашения о сотрудничестве в этой области подписаны. Так, в декабре 2011 года «НИС ГЛОНАСС» подписал с военно-промышленным комитетом Белоруссии договор о создании единого навигационно-информационного пространства.

По словам источника в Роскосмосе, подписание концепции ФЦП ГЛОНАСС и самой программы, скорее всего, состоится одновременно — уже на этапе согласования концепции Минэкономразвития требует детализацию затрат на уровне конкретных изделий, поэтому текст самой ФЦП писался и просчитывался параллельно с концепцией.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...