Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Россия будет стабилизирующим фактором в Азиатско-Тихоокеанском регионе»

Глава МИД России Сергей Лавров — о том, почему результативная политика на азиатском направлении является для Москвы приоритетной задачей
0
«Россия будет стабилизирующим фактором в Азиатско-Тихоокеанском регионе»
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Исакова
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Министр иностранных дел России Сергей Лавров 27 января отправляется в рабочую поездку в ряд стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). За 6 дней он посетит Японию, Бруней, Новую Зеландию, Австралию и Республику Островов Фиджи. О некоторых ключевых темах, которые будут обсуждаться в ходе визита, Сергей Лавров рассказал «Известиям». 

— Как идет подготовка к саммиту АТЭС во Владивостоке, который состоится 8-9 сентября 2012 года?

— Речь идет о создании благоприятных условий для решения задач по переводу экономики России на инновационный путь развития, эффективном использовании потенциала региона для нужд социально-экономического подъема наших восточных территорий, укреплению места и роли нашей страны в региональной архитектуре безопасности и сотрудничества.

На повестке дня прежде всего предложенные Россией приоритеты работы АТЭС в 2012 году. Это – торгово-инвестиционная либерализация и углубление региональной экономической интеграции, формирование надежных транспортно-логистических систем, интенсивное взаимодействие для обеспечения инновационного роста, продовольственная безопасность.

Рассчитываем в полной мере использовать российское председательство, чтобы продемонстрировать интеллектуальный, технологический и ресурсный потенциал нашей страны, в первую очередь ее восточной части, показать перспективы, связанные с созданием Единого экономического пространства с соседями – Казахстаном и Белоруссией. В этих целях атэсовские мероприятия планируется провести в разных российских городах, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Хабаровске, Ярославле и, естественно, Владивостоке.

— Есть ли подвижки в переговорах с Японией по территориальной проблеме? Чего ожидать на этом направлении в связи с вероятной победой Владимира Путина на президентских выборах?

— Южные Курильские острова, на которые Токио пытается претендовать, являются территорией Российской Федерации в соответствии с международно-правовыми реалиями, сложившимися по итогам Второй мировой войны и закрепленными в Уставе ООН.

Считаем важным, чтобы сложные вопросы истории двусторонних отношений рассматривались в первую очередь в рамках диалога ученых-историков. Как свидетельствует опыт, публичные дискуссии, тем более в конфронтационном ключе, лишь ведут к росту полярных настроений, антагонизируют общественность. Это никоим образом не приближает урегулирование.

Владимир Путин знает «территориальную» тему досконально, имеет опыт контактов с японскими лидерами. По результатам его визита в Токио в 2009 году инициированы, в частности, новые перспективные направления сотрудничества в энергетике, в том числе атомной, области высоких технологий, машиностроения. Наращивание связей в данных сферах, равно как и полномасштабное взаимодействие на международной арене по актуальным вопросам безопасности создало бы благоприятный фон для продвижения диалога по политическим проблемам.

— Каковы перспективы урегулирования на Корейском полуострове в связи с приходом к власти в Пхеньяне Ким Чен Ына?

— Рассчитываем, что Пхеньян и Сеул поднимутся над разногласиями и, исходя из понимания стратегической перспективы, найдут возможности перейти к диалогу и сотрудничеству. Дело других стран – способствовать, а не препятствовать этому процессу.

Говоря о ядерной проблеме Корейского полуострова, приходится признать, что пока не удалось преодолеть паузу в переговорном процессе, которая продолжается уже три года. Основная причина – дефицит доверия между КНДР и рядом других участников шестисторонних переговоров. Помимо этого, северокорейские партнеры не верят, что международно-правовые механизмы смогут обеспечить безопасность страны.

Существенную подвижку на пути перезапуска диалога удалось обеспечить российской стороне – мы сумели убедить северокорейских коллег отказаться от предварительных условий возвращения за стол переговоров. Напомню – об этом заявил бывший руководитель КНДР Ким Чен Ир на встрече с Дмитрием Медведевым в августе прошлого года в Улан-Удэ.

Кончина северокорейского лидера привела к некоторой паузе в движении к перезапуску «шестисторонки». Однако на данный момент не видим оснований прогнозировать дополнительные сложности. В настоящее время обстановка в КНДР остается спокойной. В канун Нового года Пхеньян официально заявил, что в его политике не будет изменений. Расцениваем это как подтверждение готовности нового руководства КНДР соблюдать все двусторонние и многосторонние договоренности, достигнутые в рамках шестистороннего процесса. Исходим из того, что эти обязательства остаются в силе и для всех других участников переговоров.

Мы заинтересованы в дальнейшем развитии добрососедских отношений с Пхеньяном. Об этом, в частности, говорилось в послании российского президента в связи с кончиной Ким Чен Ира. Надеемся, что новое руководство КНДР настроено действовать в таком же ключе. Ведь, как гласит восточная мудрость, «близкий сосед лучше дальнего родственника».

— В АТР идет борьба между Китаем и США за контроль над Тихим океаном. Что необходимо сделать России, чтобы не потерять свои позиции в этом регионе?

— Через обширный и динамично развивающийся Азиатско-Тихоокеанский регион проходят глобальные торговые пути. Здесь формируются новые эффективные сырьевые, финансовые, технологические цепочки. Регион укрепляет свое положение в международной системе координат. Роль азиатско-тихоокеанских экономик как локомотива глобального роста в дальнейшем будет только возрастать.

Важно не допустить, чтобы закономерный процесс усиления внимания мирового сообщества к ситуации в АТР перерос рамки естественной и взаимно стимулирующей конкуренции, пошел по негативному пути острого соперничества и тем более конфронтации. Такой поворот был бы особенно опасен с учетом сохраняющихся в регионе противоречий, конфликтов и территориальных споров.

В данных условиях наши усилия направлены на всемерное развитие многосторонней сетевой дипломатии и разветвленной диалоговой инфраструктуры для своевременного выявления потенциальных коллективных угроз и совместного поиска путей их преодоления.

Нашим концептуальным вкладом в формирование в АТР всеобъемлющей архитектуры безопасности и сотрудничества является совместная инициатива президента Дмитрия Медведева и Председателя КНР Ху Цзиньтао, выдвинутая осенью 2010 года. В ней сформулированы ключевые принципы, которые могут стать опорными элементами такой архитектуры. Это – верховенство международного права, внеблоковость, равенство, открытость, инклюзивность.

Убеждены в том, что российско-китайские предложения могут стать объединительной идеей для Азии и Тихого океана. Неслучайно они уже встретили позитивный отклик со стороны многих стран АТР, вызвали заинтересованность в рамках ООН. Отдельные положения инициативы включены в совместные документы по итогам двусторонних встреч на высшем уровне с руководителями ряда ключевых государств региона.

Для российской внешней политики на азиатском направлении реализация данных положений является приоритетной задачей на ближайшую перспективу. Это станет надежным залогом того, что наша страна не только сохранит свои позиции в обновленной архитектуре АТР, но и укрепит свою роль в качестве важного стабилизирующего фактора в регионе, надежного и серьезного партнера в расположенных там государств.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...