Плачущий Джордж Клуни удивляет и потрясает
В российском прокате — «Потомки» режиссера Александра Пэйна. Фильм, снятый по мотивам романа Кауи Харта Хеммингса, получил два «Золотых глобуса» (ленту признали лучшей драмой года, а исполнителя главной роли Джорджа Клуни — лучшим актером) и пять номинаций на «Оскара». С Александром Пэйном встретилась корреспондент «Известий» Ольга Кузнецова.
— После последнего фильма «На обочине» прошло семь лет. Как получилось, что с тех пор вы не снимали кино?
— Скажем так — у любого человека случается черная полоса в жизни. За фильм «На обочине» я получил «Оскара», что само по себе психологически очень непросто. Потом развелся с женой, дважды переезжал, перенес серьезную операцию, разбирался с другими личными проблемами — не до кино было. Затем я два с половиной года работал над сценарием, фильм по которому еще не начал снимать. Попутно продюсировал парочку проектов, снял одну новеллу в альманахе «Париж, я люблю тебя». Мне было чем заняться. А над «Потомками» я начал работать еще в 2009 году. Время быстро летит.
— Джорджа Клуни вы позвали на главную роль или он сам вызвался?
— Я его позвал. Джордж — один из самых цельных и гармоничных людей из всех, кого я встречал. Когда я работал над сценарием «Потомков», то постоянно думал, что Клуни мог бы идеально сыграть главного героя. Со мной так всегда — когда пишешь сценарий, находишься в плену собственных мыслей о том, какой актер сможет, как родной, вписаться в историю и, главное, будет свободен, когда проект окажется на стадии съемок. От таких мыслей можно сойти с ума, особенно если все идет не так, как запланировано. А с Клуни мне очень повезло.
— Он оправдал все ваши надежды?
— Ну, вы знаете, какой антураж создает вокруг себя Джордж. Брутальность, шутки-прибаутки... И роли ему дают соответствующие. Но я никогда не видел его таким, как в «Потомках». Глазам не верил: он, оказывается, может быть мягким и ранимым. Меня очень увлекало наблюдать за тем, как меняется Джордж. Никого ведь не удивит, как плачет, например, Том Хэнкс. Но то, как плачет Джордж Клуни, удивляет и потрясает.
— В ваших фильмах часто идет речь о потерях. Почему?
— Но разве жизнь непостоянная потеря чего-либо? Мы теряем время, любимых людей. Теряем волю, теряем голову. А что такое, например, сладкая жизнь? Это потеря нежности и невинности.
— Кстати о потере невинности. Важная роль в фильме отведена детям и подросткам, в особенности двум дочерям героя Клуни.
— Да, опыт работы с детьми нужно было приобрести. Я до этого никогда не работал с кем-либо моложе 10 лет. И сейчас хочу принести жертвы богам кинематографа за то, что послали мне молодую актрису на роль старшей дочери героя Клуни. Она все сделала без моей подсказки, даже те сцены, в которых нужно было плакать. Мне было важно, чтобы в «Потомках» были не «засвеченные» актеры, а дети, которым веришь. Это сложнее, чем найти профессионального актера. Я намучился с подростками — отсмотрел 300 девочек на роль младшей дочери, 200 — на роль старшей. И примерно 100 мальчиков. И задачу им обрисовал в общих чертах так — попробуйте представить, как могли бы себя вести дети Джорджа Клуни. Такие немного непослушные дети.
— Больше перерывов в вашей работе не будет?
— Не думаю. У меня есть два сценария, которые мне очень нравятся, думаю запуститься с одним из них как можно скорее. Но если что-то не заладится, тоже не беда — может, я наконец найду время прочесть книги, которые хочу прочесть. Посмотреть фильмы. Поездить по миру. Может быть, у меня еще родятся дети. Ну и достаточно.
Райские новости
«Потомки» — история о том, как Мэтт Кинг (Джордж Клуни), человек, проживавший в раю Гавайских островов, вдруг оказывается в аду. Жена после аварии на катере впадает в кому, и ее должны вот-вот отключить от аппаратуры искусственного продления жизни. Две дочки, десяти и семнадцати лет, будто сговорились изводить отца своими выходками.
Неожиданно выясняется, что у жены был любовник и она хотела даже подать на развод. И в довершение всего надо решать, что делать с землей: огромный, нетронутый цивилизацией кусок побережья принадлежит роду, одним из членов которого является герой Клуни.
Более того, именно Мэтт Кинг возглавляет фонд, управляющий владением, и именно он должен решить вопрос о возможной продаже земли с ее неизбежным в этом случае последующим «девелопментом».
Те несколько дней, в течение которых разворачивается действие фильма, — это своего рода испытательный срок, который проходит Мэтт Кинг: экзамен на осмысление законов существования.
Александр Пэйн («О Шмидте», «На обочине») из тех режиссеров, для которых микрокосмос внутренней жизни любого из нас напрямую связан с макрокосмосом Вселенной. И ответ на самый масштабный вопрос всегда зависит от того, сумел ли человек найти ответы на вопросы куда более мелкие, бытовые, иногда, казалось бы, незначительные.
И наоборот — постижение некой глобальной правды может помочь в разрешении любых бытовых проблем. Через осознание этого и приходится пройти персонажу Джорджа Клуни.
Слово «герой» в данном случае не совсем подходит, поскольку Клуни старательно убирает из облика Кинга все героическое. Добавляет седины в шевелюру, затравленности во взгляд, свою образцовую осанку меняет на легкую сутулость и слегка выпяченный животик.
То, что один из главных красавцев мирового экрана идет на любые эксперименты над собственной внешностью, не боясь показаться сколь угодно смешным, давно известно. В «Потомках» это всего одно из условий начала работы над ролью.
А сам процесс превращения человека раздавленного в человека осмысленного, победившего обстоятельства, Клуни изображает виртуозно. За эту роль он уже получил «Золотой глобус» и всерьез может рассчитывать на «Оскара».