Ляля Кузнецова в поисках личной обочины
Те из зрителей, кому на глаза попадались фрагменты многолетней цыганской фотосерии Ляли Кузнецовой, нередко пребывают в уверенности, что автор снимков тоже происходит из этого кочевого племени. Слишком уж заинтересованным в теме представляется взгляд фотографа и слишком уж обильным выглядит суммарный материал.
Однако Ляля Кузнецова — отнюдь не цыганка. Она родилась в 1946 году в татарской семье, жившей на западе Казахстана. Магнетическая тяга к цыганскому укладу жизни возникла у нее почти случайно — из детских наблюдений за «грациозными загорелыми людьми», обитавшими по соседству.
Потом это горячее любопытство вроде бы подугасло и на много лет задвинулось куда-то на «антресоли сознания» — вплоть до того момента, когда повзрослевшая Ляля Кузнецова решила оставить место штатного фотографа в Казанском музее искусств и уйти на «вольные хлеба».
Едва ли не первым ее самостоятельным сюжетом стал большой репортаж из цыганского кочевого лагеря. Этому загадочному и замкнутому миру она посвятила последующие пятнадцать лет работы. Именно благодаря серии «Цыгане» Ляля Кузнецова получила международную известность.
Фотохудожница удостоилась целого ряда престижных наград, ее персональные выставки проходили в знаменитых музеях и галереях Европы и Америки. Впрочем, до России эхо интернациональной славы докатилось не сразу: нынешняя ее ретроспектива в «Доме Нащокина» стала первым масштабным показом в нашей стране.
Цыганская тема для Ляли Кузнецовой оказалось главной и, так сказать, карьерообразующей, но не единственной. В состав московской экспозиции включены также работы из циклов «Узбекистан» и «Евреи. Бухара».
Становится понятно, что автора занимает не столько описательная этнография, сколько последовательное внимание к жизни «на окраине», «на обочине» — то есть к жизни не вполне такой, как «у всех». Приблизительно о том же говорит знаменитый фотограф Инге Морат в своем эссе: «Ляля Кузнецова раскрывает в своих работах скрытую силу ранимых людей. Ее герои — человеческие существа, которые могут быть близки сердцу любого, они трогают нас своей вневременностью. Ляля Кузнецова — поэт, который знает свое ремесло и обогащает наши жизни даром своих работ».
Ляля Кузнецова. Фотография
26 января – 4 марта
Галерея «Дом Нащокина»
Воротниковский пер., 12, тел.: (495) 699-11-78, (495) 699-47-74. Ежедневно с 12.00 до 20.00.