«Изабель Юппер любит переворачивать все вверх дном»
На российские экраны вышел французский фильм «Моя маленькая принцесса» — лауреат одной из параллельных программ Каннского фестиваля 2011 года. В основе сюжета рассказ о том, как богемная мама, по профессии глэм-фотограф (Изабель Юппер), сначала спихнула дочь на попечение бабушки, а потом стала использовать 10-летнюю девочку как модель для откровенных фото.
История реальная, произошедшая в 1970-е с известным в Париже фотографом Ириной Ионеско и ее дочерью Евой, которая благодаря сделанным матерью фотографиям даже получила маленькую роль у Романа Полански в фильме «Жилец». А теперь, по прошествии тридцати с лишним лет, сняла фильм о собственном эксцентричном детстве. Перед российской премьерой с Евой Ионеско встретилась обозреватель «Известий» Лариса Юсипова.
— Ваши нашумевшие фотографии до сих пор легко найти в интернете, но с тех пор прошло уже много лет. Почему именно сейчас вы решились обо всем этом рассказать?
— Надо же было когда-то сделать этот фильм! Долгое время я относилась к этому как к тайне, которую никому нельзя рассказать, а если вдруг расскажу — случится что-то страшное. Но в последнее время стали появляться жесткие фильмы, основанные на реальных, иногда автобиографических историях. Раньше это во Франции было табу. Когда моя мать, которой сейчас 82 года, узнала, что я все-таки сняла эту картину, она позвонила мне в Канн и сказала: «Ты — чудовище! Увидишь, какие ужасные вещи теперь начнут с тобой происходить».
— Были ли фильмы, которые подтолкнули вас к «Маленькой принцессе»?
— На меня произвели очень мощное впечатление фильмы Джейн Кэпмион. И фильм Роберта Олдрича «Что случилось с бейби Джейн» тоже. И Дуглас Серк.
— Когда вы писали сценарий, вы уже имели в виду Изабель Юппер? Легко ли было с ней договориться?
— Когда писала, не думала. Но когда написала, поняла, что это должна быть именно она. И Изабель достаточно быстро согласилась.
— Пыталась ли она больше узнать о вашей матери? Искала ли с ней знакомства? Или основывалась только на вашей драматургии?
— Я не хотела, чтобы она знакомилась с моей матерью. Но, конечно, мы обсуждали роль, характер. Подготовительная работа шла долго. Однако когда начались съемки, она все равно по-своему интерпретировала эту роль. Изабель — актриса, которая любит приходить на площадку и переворачивать все вверх дном.
— Конфликтов у вас не было?
— Я вообще не люблю конфликтов. С актерами нужно договариваться. Хотя это непросто — с хищником вообще трудно договориться. Но если вступаешь с ним в конфликт, появляется агрессия и нервозность, что всегда плохо для работы.
— Как вы искали девочку? Много ли вы пересмотрели маленьких артисток?
— На пробы пришли 500 девочек. Но я знаю случаи, когда режиссеры смотрят по несколько тысяч претенденток, ищут героиню в течение нескольких лет.
— Родители юной актрисы не боялись, что роль плохо отразится на ее психике?
— Во Франции все очень строго относительно участия детей в каких-либо проектах. Есть специальный государственный орган, который следит за детьми, за их безопасностью — в самом широком смысле слова. Так что у нас на площадке постоянно были инспектора, детские психологи. И, конечно, родители дали согласие — без этого мы бы ничего не могли сделать.
— После случившегося с вами в детстве вы не возненавидели искусство?
— У меня действительно было много проблем с искусством. Мне пришлось заново учиться его воспринимать. Все равно как если бы человеку, который потерял дар речи, пришлось заново учиться говорить. Я потихоньку начала заниматься фотографией, потом постепенно пришла к кино. То есть сначала я пыталась написать об этом опыте книгу и даже связывалась с издательством, но быстро поняла, что это должно быть именно кино.
— Вы связаны родством с Эженом Ионеско?
— Нет, просто фамилия достаточно распространенная. Я хотя и родилась во Франции, но наполовину румынка, наполовину венгерка.