Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Италия вновь откроет Антониони

В программе торжеств, посвященных столетию со дня рождения режиссера, — рестроспективы, выставки, дискуссии
0
Италия вновь откроет Антониони
Микеланджело Антониони на фоне постера фильма The Passenge. Фото: REUTERS/Chris Pizzello
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В сентябре 2012 года Италия готовится отметить столетие со дня рождения великого режиссера Микеланджело Антониони (1912–2007), который первым в истории был удостоен высших наград трех главных в мире кинофестивалей — Каннского, Венецианского и Берлинского.

Основные юбилейные торжества состоятся на его родине в городе Ферраре, регион Эмилия-Романья. Недавно город приобрел Фонд Антониони, насчитывающий около 47 тысяч единиц хранения. Часть режиссерского наследия, в том числе живопись, будет представлена на выставке в феррарском Палаццо деи Диаманти. 

Центральным событием юбилея станут ретроспективы всех кинофильмов Антониони, которые пройдут в Ферраре и в Болонье. Сейчас в синематеке Болоньи, специализирующейся на восстановлении старых лент, идет работа по реставрации 15 фильмов, среди которых «Приключение», «Ночь», «Затмение», «Красная пустыня», «Забриски пойнт», «Профессия: репортер» и др.

Первые три картины принято называть «трилогией отчуждения». В них сыграла любимая муза и спутница режиссера Моника Витти — в ноябре прошлого года ей исполнилось 80 лет. В экспозиции будет представлена и обширная переписка Антониони с режиссерами Феллини, Тарковским, Лоузи, Куросавой, художником Джорджо Моранди, актером Аленом Кюни.

— Кино нужны люди немного сумасшедшие, — писал мэтр Алену Кюни, который хотел попробовать свои силы в режиссуре. — И гениев рождает именно такое безумие.

Российское кино многим обязано режиссеру. Под сильным влиянием его эстетики находился, в частности, Андрей Тарковский. Были у мастера и прямые контакты с нашей страной. Автор «Красной пустыни» намеревался снять советско-итальянский фильм «Воздушный змей» и даже совершил подготовительную поездку по Средней Азии. Однако режиссер отказался внести в сценарий предложенные советской стороной поправки, и проект не состоялся.  

— Сегодня Антониони забыли даже в Италии, — сожалеет директор болонской синематеки Джан-Лука Фаринелли. — И нам еще предстоит его открыть заново. Это надо сделать как можно скорее, ибо он как никогда актуален. Человечество движется к миру Антониони — эпохе тотальной отчужденности и некоммуникабельности.

После инсульта, сразившего его в 1980-е годы, Антониони потерял речь и практически перестал работать. Но в 1996-м  вместе с немецким режиссером Вимом Вендерсом снял свою прощальную  ленту «За облаками» — с участием Марчелло Мастроянни, Жанны Моро, Фанни Ардан и Джона Малковича.

Известный кинодраматург Тони Гуэрра назвал смерть  Антониони уходом последнего гения из поколения великих режиссеров. С его смертью, по словам Гуэрра,  образовалась пустота.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...