Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Культура
Кириенко назвал фестиваль «Таврида.АРТ» академией для молодых творцов
Происшествия
В течение часа в небе над Брянской областью сбили 12 украинских беспилотников
Общество
Из-за прорыва дамбы в Челябинской области эвакуировали 163 человека
Общество
Минздрав сообщил о выявлении четырех случаев лихорадки Западного Нила в Татарстане
Мир
В США подростка приговорили к тюремному заключению за стрельбу после Супербоула
Мир
Индийские СМИ сообщили о планах Моди посетить Украину в конце лета
Армия
Отделение младшего сержанта Лотвинова отразило налет группы дронов ВСУ
Происшествия
Средства ПВО уничтожили и перехватили 21 дрон ВСУ над Брянской областью
Мир
Олимпийский флаг на церемонии открытия Игр в Париже повесили в перевернутом виде
Спорт
Пилот McLaren Норрис выиграл вторую практику Гран-при Бельгии
Происшествия
Женщина пострадала в результате обстрела ВСУ села Бочковка Белгородского района
Общество
Губернатор Ульяновской области рассказал о состоянии пострадавших при пожаре
Общество
Актер Александр Марушев из «Улиц разбитых фонарей» умер в возрасте 58 лет
Спорт
Россиянка Мирра Андреева завоевала первый титул WTA в карьере
Спорт
Завершилась церемония открытия Олимпийских игр в Париже
Мир
Дом актера Кевина Спейси продали из-за его долгов за $3,24 млн
Мир
Самолет с экс-президентами стран Латинской Америки не пустили в Венесуэлу
Происшествия
В Тольятти на предприятии произошел пожар на установке очистки от CO2

Когда речь идет о религиозных чувствах, то количеством ничего не измеряется

Бизнесмен Роман Авдеев — об участии Русской православной церкви в политике
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Информационное поле последних дней все чаще выдает привязку  друг к другу таких слов, как «церковь» и «политика». Буквально на этой неделе опальный олигарх Борис Березовский в открытом послании премьер-министру Владимиру Путину призвал его отказаться от участия в президентских выборах, созвать комитет национального спасения под руководством патриарха, чтобы провести новые выборы с участием кандидатов от несистемной оппозиции. До этого он же предложил патриарху Кириллу взять на себя «историческую миссию спасения России от смуты», «обеспечить бескровную смену власти в России», донести до Путина «глас народа», а затем «взять власть из его рук и мирно, мудро, по-христиански передать ее народу».

В свою очередь, протоиерей РПЦ Всеволод Чаплин предложил задуматься над созданием в России православной партии и посоветовал «сетевым хомячкам», организующим акции протеста, послужить Отечеству в рядах Вооруженных сил.

Попробуем разобраться во всем этом по порядку.

Мне как человеку православному и гражданину не очень нравится, когда церковные конфессии напрямую пытаются вмешиваться в политическую жизнь страны и высказывают какие-то свои предпочтения.

Мне не совсем понятно, почему в многоконфессиональной стране господин Березовский предлагает стать своеобразным политическим медиатором именно патриарху, а не верховному муфтию или раввину. Я понимаю, что в России людей, которые считают себя православными, большинство, но когда речь идет о религиозных чувствах и отношениях человека с Богом, то количеством ничего не измеряется.

В этом плане я не вижу оснований, в соответствии с которыми приоритет должен отдаваться именно  РПЦ. Так же как отношу к чистой риторике предложения о формировании некоего «комитета национального спасения». Кроме звучного названия, за этой фразой ничего не стоит.

Не менее утопичной мне представляется и идея создания в России православной партии наподобие немецкого  Христианско-демократического союза. Но это Германия, у нас же совсем другие традиции.

Если посмотреть вглубь российской истории, то влияние  церкви на политику и соперничество за власть в государстве  закончились вместе с реформами Петра I. Петр поставил логическую  точку в вопросе, кто главный в государстве, когда главой церкви назначил своего обер-прокурора. Почему логическую? Потому что в нашей истории, пожалуй, нет ни одного примера, когда бы влияние церкви на политику приносило бы позитивные плоды. С другой стороны, расцвет церкви, монашеской жизни, появление старцев, обладающих непререкаемым моральным авторитетом, тоже стало возможным в результате реформ Петра I.

Сегодня РПЦ, конечно, пытается встроиться в процесс государственного строительства и даже им в какой-то степени управлять, но, на мой взгляд, лучше бы ей этого не делать.  Церковь должна быть моральным и нравственным авторитетом, но все-таки Богу Богово, а кесарю — кесарево. Она не должна вмешиваться в светские и политические процессы, но вот моральное обновление общества — это ее миссия. Это более глубокий, трудоемкий и сложный процесс, который на самом деле приведет к гораздо большему влиянию церкви на события во всех сферах жизни общества, чем если делать это через политическую партию.

В этом, на мой взгляд, и есть пасторское служение и предназначение церкви, с чем она, к сожалению, сегодня явно не справляется.

Я недавно беседовал с одним игуменом, мы говорили о церковной жизни, и он высказал такую мысль, что церковные архиереи никогда не будут близки к народу. Но я с этим не согласен, они же изначально должны быть пастырями и заниматься пастырским служением. Вспомнить хотя бы пример таких прославленных в истории архиереев, как Блаженный  Августин, Амвросий Медиоланский или Тихон Задонский. Все они были очень близкими к пастве.

Я слушал рождественское интервью святейшего патриарха Кирилла, и мне запомнилась его фраза о том, что было бы хорошо, если бы в приходах батюшки после службы устраивали чаепитие, где могли бы запросто поговорить и ответить на вопросы верующих. Это действительно было бы хорошо и означало бы движение навстречу людям. Так завоевывается влияние и так обеспечивается оздоровление всего общества. И в этом смысле я двумя руками за то, чтобы РПЦ стала во главе такого процесса. Потому что в противном случае мы получим только симуляцию движения вперед и, как следствие, еще больший упадок авторитета церкви.

Я очень надеюсь, что до этого не дойдет и что церковь (не только РПЦ) будет заниматься социальным и духовным служением, изменением человека изнутри, потому что «змеи меняют шкуру, а человек меняет душу». И вот забота об этом — прямая обязанность духовных пастырей.

Теперь о «сетевых хомячках». Я тоже в какой-то степени могу себя к ним причислить, и тоже приходил на митинги в Москве. Но до этого я служил в армии, в стройбате, и ничего хорошего там не видел. Возможно, это видел сам Чаплин? Хотя, как показывает недавняя его встреча с некоторыми популярными блогерами, спикер РПЦ, похоже, углядел среди «сетевых хомячков» и таких, которые могут оказаться полезными Отечеству и помимо службы в армии.

И напоследок, возвращаясь к письму Березовского, еще одно замечание. Я считаю, что никто в таком тоне к премьер-министру великой страны обращаться не должен, тем более публично. У меня тоже сложилось разное отношение к официальным лицам государства, есть симпатии и антипатии, но вне зависимости от этого, когда кто-то фамильярно или тем более грубо обращается к «государевым людям», меня как гражданина это задевает. Я считаю, что таким образом они оскорбляют не только конкретное должностное лицо, но и меня лично.

Автор — член наблюдательного совета Московского кредитного банка.

Комментарии
Прямой эфир