Министр культуры уходит тихо


Авдеев отчасти повторил подвиг Алексея Кудрина: не дожидаясь официального приглашения в будущее правительство, предупредил, что работать в нем не планирует. Но организованы эти демарши были противоположным образом. Кудрин ушел со скандалом, открыв себе путь к оппозиционной деятельности. Авдеев рассказал об уходе тихо, скромно и как бы между делом. К тому же локация заявления была вполне патриотичной: в отличие от Кудрина, сделавшего свое заявление в США, Авдеев простился с должностью в центре Москвы. Тем самым раздраженная реакция со стороны президента была полностью исключена.
Хотя ясно, что вся пресс-конференция, проведенная в столь необычное время — сразу после январских каникул — была не более чем обрамлением одной новости. Совсем недавно, в конце декабря, Авдеев уже устраивал итоговую встречу с журналистами, но сообщение о своем уходе решил приберечь для январского затишья.
— Я вышел за пределы допустимого возраста и планирую заниматься другой работой, — мотивировал министр свою отставку.
При этом, согласно действующему законодательству, правило предельного возраста не распространяется на чиновников категории А: 65-летний Авдеев моложе, к примеру 70-летнего вице-премьера Виктора Зубкова, вопрос отставки которого до сих пор не обсуждался.
Авдеев добавил также фразу, которая не попала в ленты информагентств, хотя могла бы стать образцом истинно интеллигентской скромности: сказал, что есть множество более молодых людей, которые справились бы с этой работой лучше него.
До назначения на пост министра Александр Авдеев никогда не работал в сфере культуры, будучи всю жизнь связан с дипломатическим сообществом (хотя должность посла во Франции предполагает, пожалуй, большую вовлеченность в культурный контекст, чем многие посты в Минкульте). Возможно, именно отстраненность от художественных группировок позволила ему соблюдать баланс интересов и максимально возможный нейтралитет в громких артистических битвах.
Толерантность Авдеева и склонность к тихому разрешению конфликтов проявились и в истории с присуждением правительственной премии арт-группе «Война» (министр заявил, что его ведомство не является органом цензуры), и в конфликте между Марком Горенштейном и Госоркестром (решение об увольнении дирижера было принято лишь после месяца «нерешительности», и потому было воспринято как предельно взвешенное).
Источник «Известий», близкий к Министерству культуры, рассказал, что руководство страны заинтересовано в продолжении работы Авдеева на его посту, но сам Александр Алексеевич настоял на своей отставке, прежде всего из-за усталости.
По-видимому, договоренность о работе «на один срок» была одним из условий прихода Авдеева в Минкульт. Руководитель одной из крупных музыкальных организаций сообщил «Известиям», что об уходе Авдеева чиновникам было известно с самого начала.
Демарш министра, разумеется, сразу вызвал поток предположений о его преемнике. В числе главных кандидатов называют главу Департамента культуры и образования Правительства России Дениса Молчанова, гендиректора «Мосфильма» Карена Шахназарова, советника президента по культуре Юрия Лаптева и нынешнего замминистра культуры Григория Ивлиева.
Шансы последнего выглядят достаточно высокими: ведь за месяц до окончания работы Госдумы, где он был председателем комитета по культуре, Ивлиев сложил депутатские полномочия и перешел на должность заместителя министра. Учитывая, что уходящему Авдееву новый заместитель едва ли был нужен, этот переезд выглядит подготовкой к будущему повышению.
Однако собеседник «Известий», знакомый с ситуацией в Минкульте, сообщил, что решение о новом министре еще не принято, а появление в СМИ фамилий некоторых претендентов является их самопиаром.