Еще один кирпич в стене «камней»
Количество книг о главной рок-группе планеты не поддается исчислению. В каждой стране непременно найдется специалист-биограф, считающий, что именно он должен поведать нечто принципиально новое о Rolling Stones.
В России книг о «роллингах» выходило не так уж много. Первые, напечатанные еще в «кооперативные» времена сборники нот и переводов песен; биографическая «Мик Джаггер — просто крутой» Кристофера Сэндфорда; очень толковая биография «Время собирать камни» Стивена Дейвиса; карманный путеводитель по альбомам группы до 1994 года Джеймса Хектора; массивный фотофолиант — биография экс-басиста «роллингов» Билла Уаймена; шкодливая «Как я был драгдилером Rolling Stones!» Тони Санчеса и вышедшая в прошлом году «Одинокий бунтарь: Брайан Джонс и юность Rolling Stones» Анатолия Лазарева. У российских почитателей Rolling Stones выстроить стену из книг о любимой группе на русском языке — даже в объеме одной книжной полки — пока вряд ли получится.
Новый «кирпич» — книга, вышедшая в издании «Магма», призвана помочь исправить это недоразумение. На 270 страницах массивного тома помимо истории группы, написанной членом правления Залы Славы рок-н-ролла Говардом Крамером, и подробной очень точной потрековой дискографии разместилась уникальная фотохроника группы.
Stones за время их полувековой истории снимали много и качественно. Не только на сцене и в ТВ-шоу, но и на выходе из околотка (куда их неоднократно принимали за вольный нрав и душу), в компании друзей и, конечно, неизменно прекрасных жен и подруг.
Приличный кусок книги отведен «роллингам» начала века, и это принципиальное отличие «50 лет рок-н-ролла» от прочих альбомов о группе. Так уж получилось, что «зрелый» возраст Мика Джаггера, Кейта Ричардса и Чарли Уоттса вдохновляет глянцевых фотографов и светских хроникеров куда меньше, чем, например, похождения их собрата Ронни Вуда в компании русских официанток.
Rolling Stones знали лучшие и худшие времена, умирали и возрождались и духовно, и физически, но невозможно оспорить их неизменную любовь к рок-н-роллу и непререкаемый авторитет как музыкантов. Они менялись сами, меняли стили, приоритеты и жанры, но слова Мика Джаггера о том, что «единственное выступление, которое достигает полного успеха — это такое, которое доходит до безумия», означают: главное осталось неизменным.