Сказка по волчьим законам
В новом мультфильме режиссера Владимира Торопчина «Иван Царевич и Серый Волк», всероссийская премьера которого состоялась в Петербурге на этой неделе, тридевятое царство определено как государство, которое «было и есть мощное» (только пушки у него разваливаются «на ходу») да просвещенное (жители сплошь читают газету «Житие»). Под дубом у Лукоморья (при любом покушении на его целостность с ветвей падает русалка, сетующая: «Я же соскальзываю!»), как и положено, сидит Кот, рекламирующий себя голосом Михаила Боярского («Гадаю по руке, отворот-приворот по фотографии, верну любимую, а также тамада на свадьбах, юбилеях, корпоративных вечеринках»). Старичок-царь (он же по голосу Иван Охлобыстин) о преемнике пока не думает: распивает чай с баранками, владеет ключом, «который что-то там закрывает», имеет в качестве «доверенной морды» добродушного Серого Волка (голос Артура Смольянинова). При этом царь звезд с неба не хватает, но дочке два образования дал — оксфордское да сорбоннское. А Василиса (Татьяна Бунина) хочет третье получить и открыть свое дело, какое — не ясно: читает-то она все книжки по химии, а портретик вышивает Эйнштейна... Продавшийся некой темной силе Первый министр (Виктор Сухоруков) запугивает царька рукотворными ночными кошмарами и метит царевне в женихи, но, как водится в сказках, Царь в последний момент решает отдать дочь за первого встречного. Тут и сваливается всем на голову Иван из царства «3/10» (вовсе он и не царевичем мечтает быть, а пожарным), которого отправляют «пойти туда, не зная куда, принести то, не зная что». «Фамильные» тембр и интонации, присутствующие в голосе Ивана, не узнать нельзя: внук Олега Ефремова и сын Михаила Ефремова — Никита унаследовал их сполна...
При этом сам мультфильм (детище студии «Мельница») с отечественным фольклором имеет куда меньше общего с диснеевскими полнометражками. К счастью, визуальные штампы заокеанских мульт-фильмов преломляются посредством «нашего» юмора, динамичности действия и личностей героев. Собственно, в ленте нет откровенной борьбы добра со злом: все отрицательные персонажи (кокетливая старушка Баба Яга — Лия Ахеджакова, интеллектуал Кощей — Сергей Русскин, сентиментальный Горыныч — Сергей Гармаш) отвращения или ненависти никак не вызывают. Напротив, симпатия по отношению к Яге, которой «пенсию только утром принесут», библиофилу Бессмертному, владеющему огромной библиотекой, трехглавому Змею, хозяину санузла со стенами в голубой цветочек, возрастает по ходу фильма. Не может не вызвать симпатии и хищный Филин, все норовящий схватить Белку (Кристина Асмус), но расплывающийся в обаятельной улыбке при звуках эха, транслирующего его уханье из волшебного колодца.
Из милых подробностей: танки в «Иване Царевиче» сделаны из русских печек, а избушка на курьих ножках снабжена клыкастой челюстью. Из афоризмов зрители наверняка запомнят вот эти три фразы: «Мы на тебя жалобу в Страсбургский суд за издевательство над военнопленными подадим» (Волк — Горынычу), «Подготовь спортивные объекты к 14-му» (Царь — Первому министру), « У нас тут везде «здесь», даже там, когда дойдешь» (Кот — Волку).