Аэропорт Толмачево может остаться без Романа Троценко
Бизнесмен и президент государственной Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Роман Троценко не входит в число конечных бенефициаров кипрской компании T.S. Trans Siberia Co Ltd. Это противоречит сложившемуся у участников рынка представлению о структуре конечных собственников новосибирского аэропорта Толмачево. Офшор сейчас занимается консолидацией некоторых аэропортовых активов, входящих в холдинг Троценко «Новапорт».
Настоящим крупнейшим бенефициаром кипрского офшора выступает физлицо — некто Матвеенко. Этому физлицу в T.S. Trans Siberia Co Ltd. принадлежит 50%, рассказал «Известиям» осведомленный источник на авиарынке. Больше о Матвеенко ничего не известно.
Правда, не исключено, что этот человек может оказаться доверенным лицом самого Троценко, возможно, его родственником. В базе данных «СПАРК-Интерфакс» фигурирует некто Анатолий Матвеенко, владелец ООО «Новые бизнестехнологии». Эта фирма ранее принадлежала Софье Троценко, супруге Романа Троценко. Кроме того, этот же Анатолий Матвеенко является ликвидатором транспортно-промышленной группы «Московское речное пароходство», президентом которой был Роман Троценко. Однако источник утверждает, что это не тот Матвеенко.
Остальные 50% T.S. Trans Siberia Co Ltd. принадлежат четверым бывшим топ-менеджерам Казкоммерцбанка, одной из крупнейших в Казахстане кредитных организаций — министру нефти и газа Казахстана Сауату Мынбаеву, предпринимателям Евгению Фельду и Аскару Алшинбаеву, а также гражданину Великобритании Яну Коннору. В настоящее время они вместе являются собственниками 100% инвестиционной компании Meridian Capital Ltd., говорится в документах на сайте Банка России.
Meridian Capital Ltd. принадлежит ряд российских активов, и в том числе 50% долей в ООО «Новапорт». Другие 50% «Новапорта» подконтрольны Роману Троценко, утверждает другой источник, близкий к российскому холдингу.
T.S. Trans Siberia Co Ltd., согласно официальной отчетности, владеет 37,29% уставного капитала ОАО «Аэропорт Толмачево» (31,67% обыкновенных и 54,14% привилегированных акций).
Но летом эта кипрская компания обратилась в правительственную комиссию по контролю за иностранными инвестициями за разрешением на покупку еще 68% обыкновенных акций аэропорта (51% уставного капитала). Речь идет о приобретении пакета, который в марте по итогам аукциона приобрело у государства за 2,8 млрд рублей московское ООО «Комплекс АэроСервис», аффилированное с «Новапортом».
Таким образом, в случае одобрения сделки T.S. Trans Siberia Co Ltd. может стать прямым владельцем уже 88% новосибирского аэропорта, где доли непосредственно Романа Троценко не будет.
Кроме того, в ноябре Федеральная антимонопольная служба одобрила ходатайство этого кипрского офшора об увеличении до 88,64% обыкновенных акций доли в ОАО «Челябинское авиапредприятие», управляющей компании местного аэропорта Баландино.
Холдинговая компания «Новапорт», помимо Толмачево и Баландино, управляет также аэропортами Барнаула, Томска, Читы, Астрахани и Волгограда, имея в них разные доли.
Роман Троценко не стал отвечать на вопросы «Известий», порекомендовав их задать руководству «Новапорта», которое и занимается инвестициями в аэропорты. Генеральный директор этого холдинга Михаил Смирнов отказался общаться с «Известиями» на тему конечных бенефициаров Толмачево, сообщив через помощника: «Вся информация есть у регистратора, «Новапорт» не уполномочен об этом говорить». Заместитель генерального директора по стратегическому развитию «Новапорта» Дмитрий Рыжов также отказался обсуждать с «Известиями» схемы владения новосибирским аэропортом.
Генеральный директор ОАО «Аэропорт Толмачево» Александр Бородин уточнил через пресс-службу, что у аэропорта больше 1 тыс. акционеров и все сведения о них можно почерпнуть в открытых источниках.
Опрошенные «Известиями» эксперты затруднились как-либо прокомментировать структуру конечных собственников аэропорта Толмачево, которая всегда была достаточно закрытой. Впрочем, они не думают, что Роман Троценко выходит из аэропортового бизнеса. Так, генеральный директор «Аэропорт Инвестментс» Сергей Детенышев считает, что сейчас существуют избыточные риски, связанные с законом о транспортной безопасности, которые заставляют собственников искать укрытия в офшорах и иногда использовать подставных лиц.
Высокопоставленный представитель российского аэропортового бизнеса уверенно называет Романа Троценко настоящим владельцем новосибирского аэропорта. Он уверен, что даже если формально его вдруг действительно нет в списке бенефициаров, то это просто означает, что он владеет аэропортом через других лиц.