День короче ночи


Вечер 22 декабря, дня зимнего солнцестояния, ознаменовался концертом звезд авангардного рока. Первой на сцену культурного центра «ДОМ» вышла «городская шаманка» Вера Сажина. Ее песни-заговоры, бесспорно берущие начало в фольклоре,
необычная, сказочно-пугающая манера импровизировать обусловили и
аккомпанирующий состав. С Сажиной работают как «народники», так и
«авангардисты». Почти все из них имеют за плечами «мистический опыт». В
сугубо музыкальном смысле, конечно.
Первым в череде аккомпанирующих спецгостей стал легендарный
саксофонист Сергей Летов. Буйство света и нарядов, смена инструментов
(саксофон меняется на флейту, баян — на гармонь и
балалайку) придают музыке насыщенность и силу, в какие-то моменты вокал
Сажиной по диапазону и напору полностью сливался с саксофоном Летова.
Сергея на сцене сменил известный художник, перформансист, колдун и
музыкант Герман Виноградов. Его музыка — шумы и грозные вокальные гулы
под балалайку, которая в его руках звенела и вовсе в индустриальном
ключе. К восторгу уважаемой публики Герман и Вера выдали долгожданную
пьесу «Инопланетяне».
Подытожил сажинский сет Юрий Балашов, художник, лауреат премии Grammy
за оформление последнего альбома Фрэнка Заппы Civilization 3 и
конструктор уникальных музыкальных инструментов. Балашов играл на
необычном устройстве — «звукосуке», здоровенной коряге c закрепленными
на ней струнами. Весь сет Сажиной в этот вечер составили композиции с ее
альбома «Подземные воды». С Балашовым же она исполнила единственную
новую композицию «Греческая певица».
— В русском народе зимний солнцеворот известен под названием «Карачун», и
наполнять этот самый короткий день музыкой — древняя мистическая традиция, —
сообщил корреспонденту «Известий» лидер группы «Ривущие струны»,
организатор праздника Владимир Терех и немедленно вывел на сцену свой
коллектив.
Обычно репертуар «Ривущих струн» составляют песни собственного
сочинения, однако в ДОМе они впервые представили программу кавер-версий
хитов отечественных рок-звезд. В каждой песне намеренно путались,
«забывались» слова, менялись мелодии. На выходе это превращалось в
агрессивный, но узнаваемый парафраз на заданную тему.
«Битва с дураками» «Машины времени» перетекла в «Привет» группы
«Центр», потом понеслись вариации на композиции Майка Науменко,
«Среднерусской возвышенности», ДК и «Аквариума».
В группе вместе с Терехом и барабанщиком Рафкатом Бадретдиновым
играет один из знаменитых гитаристов — Алексей Бортничук, экс-участник
«Звуков Му», сводный брат Петра Мамонова, или Алексей Борисов — лидер
легендарного «Ночного проспекта». В этот раз на сцену неожиданно вышли
оба Алексея, и остервенелый психоделический хард-нойз «Струн» зазвучал
мощно и спаянно.
Завершала гуляния группа «Театр Яда». Поначалу показалось, что в
жесткой готической музыке, сюрреалистических текстах и резко переходящей
от полушепота к крику манере вокалиста Яна Никитина яда больше, чем
театра. Но сет постепенно становился захватывающим и парадоксально
ритмичным, Сажина, Виноградов и Бортничук затеяли бодрые
танцы, к которым охотно присоединились и зрители.