Дело за малыми

Значение малой энергетики для российской экономики колоссально: сегодня вне сетей централизованного электроснабжения находится около 2/3 территории нашей страны, около 20 млн человек в стране живут на привозном дизельном топливе, потери же при передаче энергии по электросетям достигают 30%. Программа «Энергетическая стратегия России – 2030» уделяет особое внимание развитию малой энергетики. Документ ориентирует на расширение использования локальных источников энергии, в том числе и возобновляемых.
Малая энергетика «полезна» не только отдаленным территориям, но и новым производствам, использующим современные цифровые технологии. Такие предприятия, как правило, чувствительны к качеству энергоснабжения. Мобильные отрасли (транспорт, строительство, лесозаготовка, геологоразведка, сельское хозяйство и др.) также являются потенциальными потребителями предприятий малой энергетики.
Есть примеры
Образцом по развитию малой энергетики в особенности на базе возобновляемых источников энергии (ВИЭ) могут служить США, Китай, Германия. «В последние годы Китай активно увеличивает количество энергоустановок на базе ВИЭ. Только в 2010 году ввел в эксплуатацию 18,9 ГВт новых мощностей ветряных электростанций и занял первое место в мире по ветроэнергетике, опередив США и Германию, – рассказывает Игорь Кожуховский, генеральный директор Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике, сопредседатель технологической платформы «Малая распределенная энергетика». – Аналогичная ситуация сложилась с использованием солнечных тепловых коллекторов, по которым Китай также занимает лидирующие позиции».
Юрий Артюшин, руководитель проектов энергетической компании Nitol Solar приводит в пример Германию: «Граждан стимулируют, чтобы они ставили у себя либо на крыше, либо рядом с домами маленькие солнечные электростанции, пользовались этой энергией, а излишки могли продавать, отправлять их в сеть и получать за это хорошие деньги по так называемому зеленому тарифу. Продать экологическую энергию в сеть они могут дороже, чем купить электричество из централизованных сетей».
Полная готовность
В России пока малая энергетика находится, что называется, на старте. Хотя по оценкам экспертов, она могла бы обеспечивать 10 – 15% потребителей. «Сегодня данный сектор электроэнергетики у нас в стране – это примерно 50 тыс. электростанций общей мощностью около 17 ГВт, что составляет 8% всей установленной мощности страны. По экспертным оценкам, средняя мощность малых электростанций составляет примерно 340 кВт», – констатирует Игорь Кожуховский. В то же время в России потенциал местных и возобновляемых источников энергии колоссален и в разы превышает ежегодное внутреннее потребление первичных энергоресурсов в стране. У нас большое количество разведанных малых месторождений топлива: газа, торфа, угля, которые могут стать источником для производства тепловой и электрической энергии на местах. Кроме того, не нужно забывать об огромном потенциале переработки твердых бытовых отходов и отходов животноводческих хозяйств. Источником энергии для малой энергетики также могут выступать попутные газы металлургических и химических производств. Практически в каждом регионе есть и возобновляемые источники энергии: малые реки, значительные ветровые и солнечные ресурсы, отходы агропромышленного и лесопромышленного комплексов, низкопотенциальное тепло земли.
Кстати, одно время в СССР уделялось много внимания малой энергетике, в частности ветряной и солнечной. В 1931 году в Крыму заработала крупнейшая на тот момент в мире сетевая ветроэнергетическая установка. «Да, малая ветроэнергетика активно развивалась в России в 30 – 40-е годы, – соглашается Сергей Болотов, эксперт, создатель ветровой роторной турбины. – Затем этот процесс столкнулся с централизацией. Сегодня в энергетике идет обратный процесс: развития малой энергетики требуют инновационные технологии. И думаю, в ближайшие пять лет у малой энергетики есть все шансы нарастить объемы».
Нуждаются в помощи
Действительно, в отрасли в предыдущие десятилетия акцент был смещен в сторону развития больших генераций. Некое противопоставление большой и малой энергетики предопределило недостаток инвестиций для сооружения объектов малой энергетики, что и стало одним из основных препятствий к ее развитию в нашей стране.
Cегодня, по мнению экспертов, основными преградами на пути развития российской малой энергетики является отсутствие законодательства об альтернативных источниках энергии, рост тарифов на электроэнергию, отсутствие бюджетной поддержки проектов малой энергетики, механизмов стимулирования в отношении генерации малой мощности.
«Сейчас в российском законодательстве не предусмотрены гарантии сохранения тарифа для объектов альтернативной энергетики на период их окупаемости, – говорит Юрий Артюшин. – И это проблема, потому что проект солнечной энергетики окупается долго даже в Европе: 8 – 10 лет при условии наличия повышенного зеленого тарифа и достаточно дешевого оборудования». Кстати, такое оборудование у нас практически не производится, поэтому надо потратиться на доставку, растаможку, налоги. В Рязани делают солнечные модули, но спрос на них пока не очень велик: цены высокие, иногда выгоднее привезти подобное оборудование из Китая.
По словам Виктора Зайченко, заведующего лабораторией проблем энергосбережения Объединенного института высоких температур РАН, Россия катастрофически проигрывает Западу по уровню внедрения малой энергетики, в частности по возобновляемым источникам энергии. Но в ближайшие годы ситуация может кардинально измениться. «Сейчас западники сворачивают потихоньку свою программу, потому что у них на это нет денег. Все дело в том, что малые формы гораздо дороже стационарной энергетики и западные страны рассчитывали на дотации из бюджета. А бюджеты там сегодня серьезно сокращаются, – уточняет эксперт. – У нас же в малой, возобновляемой энергетике наступает очень интересное время, и мы должны сформулировать свое российское отношение к этому делу».
Во всем разнообразии
Малая энергетика – это не только возобновляемые источники энергии (солнце, биомасса, приливы и ветер). Газотурбинные установки, газопоршневые двигатели внутреннего сгорания обеспечивают высокое качество и экономическую эффективность энергоснабжения. Роторно-лопастные двигатели внешнего сгорания позволяют снизить топливные риски, тарифы на энергосбережение. Комплексные локальные энергосистемы (модульные комплексы, комбинирующие генерацию разных видов) увеличивают потенциал ВИЭ.
Особенность применения технологий ВИЭ заключается в использовании разных видов природных ресурсов (энергии солнца, ветра, воды, биомассы и пр.) в зависимости от наиболее доступного и имеющего больший технический и экономический потенциал. Поэтому нельзя говорить о предпочтительности того или иного вида ВИЭ для России в целом. Территория нашей страны охватывает разные климатические пояса с разными уровнями солнечного излучения, ветровых характеристик, наличия геотермальных ресурсов и пр. Также необходимо учитывать сельскохозяйственный уровень развития регионов, что напрямую влияет на потенциал развития биоэнергетики. В целом на территории России каждый вид ВИЭ может быть эффективно применен при правильном выборе условий размещения и режимов работы.
На расстоянии
Малая энергетика решает вопросы энергообеспечения труднодоступных и удаленных районов страны, которых у нас немало: Крайний Север, многие районы Сибири, Якутия, Алтайский край, Дальний Восток, Курилы, Камчатка. Там энергоснабжение традиционно связано с дороговизной и сложностью доставки топлива. К сожалению, как правило, это дизельное топливо, по-прежнему доставляемое в том числе и в пресловутых бочках. Страдает экология, жизнь наших сограждан в этих местах становится очень дорогой. Стоимость электроэнергии там достигает 60 рублей за кВт в час, умножьте на эту цифру все социальные программы, расходы на ЖКХ, и вы получите примерное представление об уровне цен в этих регионах.