Плата за диаметр
В пятницу у Западного скоростного диаметра (ЗСД) наконец-то определится хозяин, а точнее — хозяева: соглашение по строительству и эксплуатации трассы подпишут на 30 лет вперед. Уже решено, что заключат его на основе государственно-частного партнерства между правительством Петербурга и инвесторами. Подписание документа могут отложить только в одном случае: на церемонию ждут премьер-министра Владимира Путина, а его планы могут измениться.
— Это событие — одно из самых значительных для Петербурга: сумма инвестиций оценивается в 80 млрд рублей, — говорит председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам Алексей Чичканов. — Партнерами городского правительства в реализации проекта станут два российских банка, итальянская строительная компания и турецкая фирма.
Напомним, что строительство ЗСД разбито на отрезки. И в южной части несколько километров пути уже запущено в эксплуатацию, причем, на платной основе. Теперь очередь дошла до прокладки центрального участка — самого сложного на диаметре, с несколькими мостами, его планируют построить за три года.
Еще один крупный транспортный проект — рельсовый путь между центром города и аэропортом Пулково — тоже наде-ются реализовать в ближайшие три года. Но с ним такого четкого понимания пока нет. Вначале предполагалось, что в аэропорт проложат линию легкорельсового трамвая прямиком от площади Восстания, а с Балтийского вокзала одно-временно собирались пустить аэроэкспресс до Пулково. Теперь из двух вариантов выбирают один.
Если РЖД согласится прокладывать трассу за свои деньги, включая виадуки, то город поможет строительством терминала и закупкой подвижного состава. Вкладывать бюджетные деньги в сооружение трассы, по словам Чичканова, Смольный не собирается. При этом цену за проезд в быстрой электричке РЖД придется согласовывать в городском правительстве — такой вот транспортно-имущественный парадокс. А легкорельсовый трамвай в Пулково запустят только в том случае, если РЖД не раскошелится и проект аэроэкс-пресса будет снят с повестки дня.
Говоря о планах на будущий год, Чичканов не исключил реанимацию Орловского тоннеля.
— Автомагистраль, проходящая под Невой, городу необходима, но это не тот случай, когда ее надо строить за любые деньги, — сказал, отвечая на вопрос «Известий», глава комитета по инвестициям. — Сейчас мы ведем переговоры с концессионерами о снижении стоимости строительства. Например, за счет отказа от столь масштабных развязок, которые были запланированы на обоих берегах Невы. Или переноса въезда в тоннель подальше от набережной. Категорического отторжения проекта нет.
А вот строительство Ново-Адмиралтейского моста в 2012-м точно не будет начато. Даже несмотря на то, что в конце года собираются закрывать на капитальный ремонт Дворцовый мост. В Смольном разрабатывают другие схемы транспортных потоков в этой части города. Отказ от моста не значит, что территория Ново-Адмиралтейского острова не будет облагораживаться. Верфи оттуда убирают в любом случае, а территорию — с оформленной набережной, центральной площадью, красивыми зданиями — хотят открыть для горожан. Даже если там обоснуется кампус — студенческий городок СПбГУ. Согласие на это есть, непонятен только источник финансирования: сам университет строительство кампуса не потянет. Рассчитывают на федеральные деньги, которых пока никто не обещал.
Реализация таких глобальных транспортных проектов, как прокладка ЗСД, Орловского тоннеля, линий легкорельсового транспорта, предполагает дальнейшую автомобилизацию жителей города. Способствует этому успешное развитие профильного кластера: все петербургские автозаводы наращивают выпуск машин. Кстати, с 2007 года автокластер дал петербуржцам, по подсчетам Чичканова, 7234 новых рабочих места. И это не предел. Уже достигнуто соглашение о строительстве в Петербурге сборочного производства еще одного мирового автогиганта — FIAT. Меморандум с итальянским концерном будет подписан в первом квартале будущего года, место для завода сейчас подыскивают.
Но если машины успешно производят, то мест для их парковки в Петербурге по-прежнему нет. Сейчас в Смольном готовят новую адресную программу по сооружению многоярусных парковок. В ней фигурирует около 700 земельных участков. Подобная программа формировалась и в начале прошлого года, но тогда все территории хотели отдать одной фирме, чему воспрепятствовала Федеральная антимонопольная служба.
— Отличие новой адресной программы от прежней в том, что из нее исключены территории, где сейчас расположены коллективные автостоянки, — отметил Чичканов. — Сначала нужно построить новые паркинги, а потом ликвидировать нынешние. Говорить о конкурсе пока рано, сначала надо утвердить программу на заседании городского правительства.
По прикидкам, стоимость парковочного места будет не менее 350 тысяч рублей. При этом многоярусные сооружения планируют использовать и как коммерческие стоянки — с ценой 100 рублей за час парковки.