Среди «спартанцев» нашли гастарбайтеров
Громкий скандал разворачивается вокруг терпящего бедствие во льдах Антарктиды российского рыболовецкого траулера «Спарта». Пока моряки пытаются удержать на плаву получившее пробоину судно, морские профсоюзы Индонезии и России пытаются выяснить, почему половину «спартанцев» составляют граждане Индонезии. Компания-судовладелец «Антей» заявила, что оказавшиеся на борту индонезийцы — не матросы-нелегалы, а наблюдатели-специалисты, следящие за качеством рыбы.
Как рассказал «Известиям» председатель Дальневосточной организации
Российского профсоюза моряков (РПСМ) Николай Суханов, он уже обратился в
Росрыболовство и миграционную службу с просьбой разобраться, на каком
основании на российском судне находятся 16 граждан Индонезии. Поводом
для обращения послужил запрос морского профсоюза Индонезии.
— Мои индонезийские коллеги узнали из новостей, что на
борту «Спарты» находятся их сограждане, и обратились в РПСМ с просьбой
предоставить всю информацию о них, — объясняет Суханов. — Как они
трудоустроились на судно, какие у них условия труда и застрахованы ли
они от несчастных случаев.
По его словам, судовладелец отказался представить профсоюзу информацию по индонезийцам.
— Не исключаю, что иностранцы находятся на судне незаконно, —
говорит Суханов. — Судовладельцы наняли их, чтобы сэкономить на зарплате
и страховке.
В списке судовых ролей, который представили судовладельцы в Росрыболовство, индонезийцы числятся матросами. Однако гендиректор «Антея» Андрей Поломарь сказал «Известиям», что индонезийцы членами экипажа не являются.
— Шестнадцать граждан Индонезии — только наблюдатели на судне, которые
контролируют выполнение промысловой квоты, выпуск продукции, а также
следят за соблюдением экологических норм, — заявил он. По словам
Поломаря, трудоустроились наблюдатели через индонезийское крюинговое агентство.
— Мы не знаем, как наши граждане попали на «Спарту», и теперь с тревогой следим за их судьбой, — заявили в консульском отделе посольства Индонезии в России.
В ФМС «Известиям» сообщили, что уже проверяют информацию о наличии на борту российского судна гастарбайтеров.
— Согласно миграционному законодательству, трудоустройство на работу
иностранных граждан производится только с разрешения ФМС, — сообщил
«Известиям» источник в ведомстве. — По предварительным данным,
компания «Антей» за таким разрешением не обращалась.
Бывший капитан Сергей Снежин,
отработавший 30 лет в торговом флоте, не исключает, что на борту «Спарты» оказались индонезийские рыбаки, терпевшие бедствие.
— А может быть, обычные «зайцы». Например, в африканских портах
местные жители, спасаясь от безработицы и голода, стараются бежать из
своих родных стран и частенько проникают на иностранные суда, — рассказывает Снежин. По его словам, некоторые
из «зайцев» живут на судах годами, помогая морякам
в выполнении каких-то несложных работ. Документов у них нет,
следовательно, высадить их в иностранном порту невозможно.
Рыболовный траулер «Спарта» с 32
членами экипажа 15 декабря получил пробоину в борту в море Росса у берегов Антарктиды. Морякам
удалось удержаться на плаву и пришвартоваться к льдине, на которую
самолеты новозеландских ВВС скидывают необходимое оборудование для
ремонта. Возле льдины судно будет стоять до 25 декабря, пока не прибудет
южнокорейский ледокол.
— Сегодня, в среду, самолет ВВС Новой Зеландии сбросил на
льдину, к которой пришвартовано судно, дополнительный инвентарь для
ремонта и насосы для откачки воды. Жизням моряков ничего не угрожает, —
сообщил Поломарь.
По его словам, судно находится в
устойчивом состоянии и уже есть приблизительный план по выводу судна из
ледового затора. 25 декабря в точку бедствия должен будет прийти
южнокорейский ледокол. Со «Спарты» в его баки будет слито 100 т
топлива. В итоге пробоина поднимется над водой, после чего моряки ее
заварят — и судно сможет идти своим ходом.