Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Иракцы принялись за старое

Едва дождавшись вывода американских войск из страны, шииты и сунниты в Багдаде возобновили конфликт — сразу на уровне правительства
0
Иракцы принялись за старое
Триумфальная арка «Мечи Кадиссии» в Багдаде. Фото: REUTERS
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Не успели американские войска покинуть Ирак, как там обострилось противостояние шиитов и суннитов. Жертвой стал не кто-нибудь, а вице-президент Ирака Тарик аль-Хашими, исповедующий суннизм. Его обвинили в террористической деятельности. Похоже, что разногласия между двумя направлениями ислама, обострившиеся в стране после свержения Саддама Хуссейна, сейчас станут еще острее.

— Арест аль-Хашими можно назвать началом охоты на ведьм, — считает глава Санкт-Петербургского Центра изучения Ближнего Востока Гумер Исаев. — А тот факт, что начали сразу со столь значительной фигуры, обещает рост эскалации конфликта между конфессиями.

Тревожным симптомом данный арест считает и эксперт-востоковед Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко.

— Сунниты ответят на это, — считает эксперт. Их противники тоже не останутся в долгу. Муктадр ас-Садр, лидер радикальных шиитов, не раз говорил, что война не прекращена, они просто ждут, пока уйдут американские войска.

Действительно ли вице-президент имеет отношение к терроризму — вопрос открытый. Иракское телевидение показало неких людей, назвавшихся телохранителями аль-Хашими. Эти люди заявили, что за каждый теракт против властных структур (напомним, у власти сейчас находятся преимущественно шииты) получали от второго лица в государстве по $3 тыс. Соответствует ли это действительности, не столь уж и важно, вице-президент — вполне подходящая фигура для порки во устрашение суннитов.

— Аль-Хашими — один из лидеров суннитской общины Ирака, человек, чей поход во власть американцы приветствовали, надеясь, что ему удастся снизить градус противостояния, — рассказывает Сергей Демиденко.

Шииты все последние столетия, начиная от правления Османов в 1534 году и до свержения Саддама Хуссейна, составляли в стране угнетенное большинство (в Ираке примерно 60% шиитов и 37% суннитов). Естественно, после его ухода шииты попытались взять реванш. Это вылилось, по-сути, в террор, а затем и в гражданскую войну. Ключевым моментом стал взрыв шиитской святыни, мечети Аль-Аскари в Самарре в феврале 2006 года. Американцы пытались сгладить ситуацию, делая ставку на умеренных шиитов. Однако окончательного мира это не принесло, поскольку единственное, в чем оказались солидарны обе конфессии, так это в том, что иностранные войска на территории страны им ни к чему.

Но будущее Ирака шииты и сунниты видят по-разному. Точнее, каждое течение рассчитывает получить власть.

— Главный спор из-за того, кто будет распоряжаться нефтью, — объясняет Сергей Демиденко. — И те и другие хотят контролировать доходы от ее продажи. Тем более что сунниты за прошедшие столетия привыкли к власти и доходам, а если сейчас шииты и курды отберут у них нефть, то они останутся ни с чем.

Как разрешить конфликт, сегодня не знает никто, несмотря на обилие прогнозов, — слишком уж много факторов влияют на ситуацию в стране.

— Как поделят нефть, каким образом будут решены территориальные споры между различными группами населения — эти и другие условия очень сильно сказываются на обстановке в стране, — пояснил эксперт турецкого Центра стратегических исследований Ближнего Востока Серхат Эркмен.

Комментарии
Прямой эфир