Светлана Захарова усыпила петербуржцев


Михайловский театр удивил: весомая фигура в мире современной хореографии Начо Дуато, от которого стоит ожидать сплошь нестандартных и звонких «экспериментов гения», выпустил спокойную классическую премьеру «Спящей красавицы». Сделал себе славный подарок к годовщине художественного руководства балетной труппой Михайловского, отмечать которую будет 1 января.
Впрочем, тут есть, конечно, нюансы. Сегодня, как и 18 декабря, в партии Авроры выходит опытная и титулованная Светлана Захарова. После того как Михайловский только что принял под свою крышу двух солистов Большого театра («Известия» освещали историю с Натальей Осиповой и Иваном Васильевым), пригласить народную артистку, мировую звезду на роль, где требуется харизма и мастерство, — шаг весьма грамотный.
Генеральный директор Михайловского Владимир Кехман до последнего момента сомневался, что Захарова выйдет на сцену. Учитывал негативный настрой непосредственного начальника примы — гендиректора Анатолия Иксанова. Тот посчитал отъезд Осиповой и Васильева в Петербург личной обидой. Но Захарова в очередной раз доказала, что она — фигура, как говорят юристы, «процессуально самостоятельная». Где хочет, там и танцует. Если, разумеется, не занята в Большом.
Сама балерина не сомневалась, что выйдет на сцену Михайловского. И задолго до декабря разместила на своем сайте даты выступлений. Билеты на них разошлись мгновенно. Сейчас кажется, что выход Захаровой в «Спящей...» — больше политическое решение театра, нежели творческая и карьерная удача хореографа и балерины. К сожалению, 32-летняя артистка, совсем недавно ставшая матерью, в этом спектакле звезд с неба не хватает и танцует именно словно во сне.
Это не вполне юная принцесса и сказочное видение: Захарова адекватна лишь в образе женщины, собирающейся замуж, да и тогда слишком степенна и величественна, будто уже заранее превратилась в досточтимую монаршую особу.
Увы, невооруженным биноклем глазом видно, что балерина в попытках вернуть былую физическую форму слишком исхудала, мышцы у нее не в тонусе, в движениях нет упругости. Чистота есть, опыт наличествует, все честно — но нежная Аврора у Захаровой становится девушкой безликой и бесхарактерной, из толпы. С галерки ее и вовсе не отличить ни от кордебалета, ни от фей.
При этом особенно странно, что несколько десятков танцовщиков в образах придворной свиты, фей с кавалерами, драгоценностей, сказочных персонажей, пейзан в трактовке Дуато — балет именно индивидуальностей, пусть не ярких, но самостильных, словно исполняющих не в поте лица отрепетированные выходы и вариации, а импровизации «на тему» и «в стиле».
Почти все на сцене невероятно аккуратны и почти невесомы. Классический спектакль идет без привычного стука пуантов (слышно бывает лишь Захарову), и не только современное покрытие сцены тому причиной. Взят удивительно неспешный темп, даже не модерато, а такое ларго и ленто, что кажется, будто артисты боятся повредить связки.
Вроде все чисто, красиво (а художник Ангелина Атлагич «сделала нам» просто потрясающе красиво: на сцене то нежная разбавленная акварель, то «Холст. Масло» густыми щедрыми мазками, то волшебные диснеевские кадры), но слишком уж медлительно плетутся крючочки-петельки.
Принцесса не во всех актах должна выхаживать павой с дежурной светской улыбкой. Да и принцу Дезире (Леонид Сарафанов) можно было бы вспоминать иногда об актерской игре. И войдет, конечно, эта «Спящая красавица» строкой в балетную хрестоматию, но событием вряд ли станет.