Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Экс-офицер ЦРУ отметил сильные позиции РФ в диалоге с США
Мир
Американский эксперт оценила 100 дней Трампа на посту президента
Общество
В Калининградской области мужчину осудили за сотрудничество со спецслужбами Украины
Мир
В Европарламенте рассказали о готовности к контактам с коллегами из РФ
Мир
Генконсульство РФ рассказало о состоянии пострадавших в ДТП с автобусом в Турции
Экономика
Экономист Сакс не увидел вреда для КНР и РФ от пошлин Трампа
Мир
В «Роскосмосе» заявили о переговорах для помощи Индии с ее орбитальной станцией
Мир
Латвия запретила Кристине Орбакайте и Горану Бреговичу въезд в страну
Мир
Американский режиссер Стоун заявил о важности дружбы между РФ и США
Мир
В Госдепе заявили о выходе США из переговоров по Украине
Мир
Кортеж израильского премьер-министра Нетаньяху попал в ДТП в Иерусалиме
Общество
ФСБ открыли архивы о самоубийстве Гитлера и последних днях Третьего Рейха
Происшествия
Ребенок подорвался на боеприпасе в Херсонской области
Общество
Путин подписал указ о наименовании аэропорта Волгограда «Сталинград»
Мир
Лавров изложил коллегам из стран БРИКС подходы РФ по украинскому урегулированию
Мир
На границе Индии и Пакистана началась перестрелка
Мир
Боевики убили не менее 14 человек при нападении в штате Борно в Нигерии

«Отвечать на зло злом и жаждать реванша — неверная позиция»

Анатолий Васильев простил московские власти и открывает в столице школу-лабораторию
0
«Отвечать на зло злом и жаждать реванша — неверная позиция»
Фото: ИТАР-ТАСС/Борис Кавашкин
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Выдающийся режиссер Анатолий Васильев, последние годы живший в Париже, возвращается в Москву и приступает к работе — исследовательской и педагогической — в Студии на Поварской. Перед отлетом в российскую столицу Анатолий Васильев ответил на вопросы парижского корреспондента «Известий».

— С каким настроением ты едешь в Москву?

— Как всегда — без всякого настроения. Я просто работаю, и все. Я был в добровольном изгнании. Это случилось по злой воле разных людей, но не думаю, что по вине самого мэра Лужкова. Я ему признателен за то, что он сделал для меня. Самая неверная позиция заключается в том, чтобы на зло отвечать злом и жаждать реванша. Я принял обстоятельства такими, какие они есть.

— В конце концов справедливость восторжествовала?

— Так говорить неправильно. Восторжествовал сам факт живой жизни театра.

— Ты отсутствовал в Москве шесть лет. В столице многое изменилось...

— Моя публичная деятельность связана с образованием, с педагогикой, с лабораторией, с тем, что касается не кроны дерева, а его корней. То, что будет основано мной в Москве, будет называться «Кафедра лабораторных исследований теории и техник театра». Это будет школа-лаборатория — как продолжение школы драматического искусства. Это уникальный случай в истории русской культуры, когда создается некая институция, посвященная исследованию теории и практики театра.

— Кто будет заниматься в твоей лаборатории?

— В школе-лаборатории будут преподавать и учиться русские и европейцы. Из важных будущих программ можно назвать «Вербальные техники театра», «Вербальный и метафизический театр: драма и трагедия», «Педагогика для педагогов», «Образовательные курсы для актеров и режиссеров периферии». Пока разработана стратегия, но не тактика.

«Серсо» на память Парижу 

Накануне отъезда на родину Анатолий Васильев провел презентацию фильма «Серсо» — заснятого на видеопленку культового спектакля, который в середине 1980-х годов шел на Малой сцене Театра на Таганке. В постановке по пьесе Виктора Славкина заняты Людмила Полякова, Наталья Андрейченко, Альберт Филозов, Алексей Петренко, Юрий Гребенщиков, Дмитрий Щербаков, Борис Романов.

— Фильм я восстановил из архивных руин и, пользуясь цифровой техникой, сложил как мозаику, — рассказал на презентации режиссер. — Работа над «Серсо» еще не закончена. Предстоит продолжить реставрацию пленки и звука.

«Серсо» — спектакль о поколении 40-летних — имел невероятный успех во всей Европе. «Хочется тряхнуть стариной и поставить что-нибудь в театре», — сказал как-то Федерико Феллини, посмотрев васильевскую постановку в Риме. 

Фильм «Серсо» — первый проект Фонда Анатолия Васильева, который имеет целью возвращение театральных ценностей и станет связующим мостом для нынешнего поколения молодежи. Фонд находится в Москве и пользуется поддержкой нескольких российских меценатов. 

— Благодарю Юрия Любимова, который дал возможность поставить «Серсо» в его театре, — рассказал «Известиям» Анатолий Васильев. — Его же неблагодарные актеры совершили хамский поступок — изгнали из Театра на Таганке режиссера, который открыл им путь. Нет, Любимов не остался без войска. Он сам по себе великий воин!

Во Францию Анатолий Васильев уехал в 2006 году, после того как тогдашние московские власти отобрали у него здание Театра на Поварской. В Париже, в театре «Одеон», он поставил с Валери Древиль и Станисласом Норде спектакль «Тереза-философ» — эротическую притчу по книге маркиза Буайе д'Аржана.

В лионском театральном институте «ЭНСАТТ» после четырех лет работы выпустил собственный режиссерский курс, с которым на фестивале в Авиньоне показал программы «Платон/Магритт» и «Версальский экспромт» Мольера. Кроме того, в Греции Васильев поставил «Медею» Еврипида в знаменитом Эпидавре, а в Венгрии — спектакль «Целые дни напролет под деревьями» по пьесе Маргерит Дюрас с великой венгерской актрисой Мари Тёречек.

После Лиона он начал трехгодичный проект «Педагогика для педагогов» в Венеции, вел занятия в Париже (был художественным руководителем «Чеховских вечеров» — шести спектаклей своих учеников-режиссеров по рассказам Чехова; премьера прошла на Монмартре, в театре «Аталанта»), а также начал рассчитанное на долгую перспективу сотрудничество с Центром Гротовского во Вроцлаве. Только за последний год он провел стажи в Париже (АРТА) и Порто (Национальный театр Португалии), читал лекции в Швеции и Бразилии.  

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир