Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Спартанцы остаются на корабле

Коллеги и родственники рыбаков с российского траулера «Спарта» рассказали о ходе спасательной операции у берегов Антарктиды
0
Спартанцы остаются на корабле
Судно «Спарта». Фото: Даниил Быков («Морской бюллетень — Совфрахт»)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В море Росса у берегов Антарктиды продолжается международная спасательная операция. Накануне вечером российское рыболовное судно «Спарта» с 32 членами экипажа было зажато во льдах — и корабль получил пробоину в борту. Помощь придет лишь через три-четыре дня, поэтому рыбаки пытаются своими силами справиться с последствиями аварии.

«Спарта» принадлежит владивостокской компании «Антей» и приписана в порту Петропавловск-Камчатский. В крайнем рейсе рыбаки вели промысел клыкача в юго-восточной части моря Росса. У рыбаков этот район пользуется дурной славой. Два года назад здесь затонуло корейское судно, на борту которого было 22 человека.

15 декабря в 19.00 мск экипаж «Спарты» по спутниковой связи передал сигнал бедствия. Сигналы были приняты в Норвегии и отправлены в новозеландский Веллингтон. Капитан «Спарты» Олег Старолат сообщал, что судно оказалось зажато во льдах, получило пробоину ниже ватерлинии и теперь тонет.

По его словам, на борту «Спарты» находятся 32 человека, среди которых 15 россиян, 16 индонезийцев и один украинец. Их жизням пока ничего не угрожает.

— Судно остается на плаву, его крен — на 15 градусов. Часть рыбаков высадилась на плоты, остальные пытаются заделать пробоину изнутри, — объясняет «Известиям» официальный представитель Росрыболовства Александр Савельев. — Люди работают по пояс в воде, им удалось установить на пробоине внешний пластырь, однако вода продолжает прибывать.

По словам Савельева, воду из судна откачивают три помпы, но одна из них сломалась, поэтому рыбаки просят доставить им по воздуху еще две помпы.

Рыбаки решили попробовать весьма неординарный способ справиться с последствиями аварии — они собираются включить на полную мощность морозильные установки и заморозить в трюме воду. Сделать это будет можно только тогда, когда уровень воды в трюме не будет превышать 40 см.

— В советские годы такая технология применялась дважды, и как раз удачно, причем в этом же районе, — рассказывает «Известиям» Савельев.   

На помощь «Спарте» спешат несколько судов, но большинство из них не относятся к ледовому классу и не могут прокладывать путь во льдах. В 20 милях от «Спарты» находится норвежский рыболовецкий траулер, а в 80 милях — российское судно «Янтарь». Однако они не могут подойти в этот район из-за крупных массивов льда — космические снимки показывают, что ледовое покрытие здесь составляет около 95%.

Новозеландский ледокол «Сэн Эспайринг» отделяют от «Спарты» 870 миль, и он прибудет в район бедствия лишь через четыре дня. К спасательной операции также подключились американцы. Район бедствия облетел самолет «Геркулес», отправленный американскими учеными с антарктической станции «Мак-Мердо». Однако возможности эвакуировать кого-либо у него нет — свободного прохода по морю к российскому судну летчики не обнаружили.

Таким образом, в ближайшие 3–4 дня российским морякам придется надеяться только на собственные силы. Известно, что у экипажа «Спарты» есть специальные гидрокостюмы, которые защищают от переохлаждения. Погода в районе остановки «Спарты» умеренная. В Антарктиде сейчас календарное лето, поэтому температура воздуха — плюс 3 градуса по Цельсию.

Родственники и друзья рыбаков, которые сейчас терпят бедствие, не отходят от телевизора.

Светлана Новоселова из Находки, жена 49-летнего мастера холодильных установок Олега Новоселова, не спит вторые сутки. Каждые четыре часа ей звонят представители компании и сообщают новости с судна.

Спартанцы остаются на корабле

— Сейчас ситуация стабилизировалось. Мне позвонили, сказали, что поступление воды в трюм уменьшилось и все поднялись на борт. Но все равно мне очень страшно, — переживает она. — Мы с Олегом вместе уже тридцать лет. Он всю жизнь проработал в море. Но такое с ним случилось впервые. Я никогда не была суеверной. Но теперь вспоминаю, что вылетал он на работу 13 октября.

По словам супруги, на «Спарте» Олег отправился в море в третий раз.

— У них была небольшая поломка, и они стояли в Уругвае. А после ремонта отправились к Новой Зеландии. Он звонил не так давно, все было нормально. А теперь я даже ничего его родителям не говорю, не хочу их расстраивать.

«Известиям» удалось связаться с коллегами капитана «Спарты» Олега Старолата. Он родился и вырос в Петропавловске-Камчатском. У него есть дочь и сын, которому исполнилось недавно 1,5 года.

Спартанцы остаются на корабле

— Мы вместе с Олегом работали. Я был механиком, а он штурманом, потом старпомом. Он очень квалифицированный и ответственный человек, — рассказывает Андрей Лопухин. — Потом он стал капитаном на «Спарте», но мы до сих пор поддерживаем отношения. Он много лет ходил во льдах.

По словам Лопухина, судно «Спарта» четыре года назад было капитально отремонтировано. Так что разговоры о том, что рыбаки отправились в море на старой посудине, не имеют под собой почвы.

— Судно надежное, а Старолат — опытный моряк. Он ходил в Охотском море и Беринговом, где ледовая обстановка такая же сложная. И пробоины получали, правда, не такие серьезные. Я сам моряк и знаю, что такое пробоина во льду. А тем более оставление судна в таких широтах.

— На самом деле ситуация очень серьезная, если не трагическая, — считает руководитель экспедиционного центра «Арктика» Владимир Чуков. — Высаживаться на лед, не имея необходимого опыта, очень опасно. У моряков такого опыта нет. Однако если судно все-таки придется покинуть, то морякам лучше ждать помощи на льду, а не на спасательных плотах.

Лопухин говорит, что сейчас рыбаки должны постараться как можно дольше сохранить судно на плаву, ведь поблизости от них нет никого. По его мнению, пока моряки действуют верно и расчетливо. Готовятся к эвакуации. Главное, чтобы лед был крепкий и море спокойное.

— Главное заделать пробоину и остаться на судне, — считает председатель московской первичной организации плавсостава Российского профессионального союза моряков  Андрей Князев.

Обычно пробоины заделываются следующим образом. Ставится ящик со специальным цементным раствором, который затвердевает в воде.

Однако, по словам Князева, заделывать пробоины в носовой части судна тяжелее. Но это просто необходимо сделать: дожидаться подмоги на плотах на холоде слишком опасно.

Список членов экипажа «Спарты»:




Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...