Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Балет La Scala станцует победу прогресса

На сцене Большого театра итальянцы покажут «Эксельсиор» и «Сон в летнюю ночь»
0
Балет La Scala станцует победу прогресса
Вид на сцену Большого театра. Фото: REUTERS/Сергей Карпухин
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Большом театре в этом сезоне многое впервые. Открылось после многолетней реконструкции историческое здание, и жизнь 235-летнего театра обрела новый смысл. Состоялись первые премьеры, настала очередь первых гастрольных спектаклей. И в том, что эту страницу Большого открывает La Scala, нет ничего случайного — два великих театра мира давно считаются побратимами.

Они почти ровесники (знаменитый миланец основан на два года позже москвича, в 1778-м), и в их судьбах немало общего — страшные пожары, грандиозные реконструкции, художественные прозрения, ставшие достоянием культуры. Гастрольный обмен между Большим и La Scala длится почти полвека. На этот раз есть важный повод для встречи —  перекрестный культурный Год Россия–Италия.

La Scala уже потряс россиян мощью вердиевского «Реквиема», а на днях показывает балетные раритеты — «Эксельсиор», сочиненный Луиджи Манцотти на музыку Ромуальдо Маренко, и «Сон в летнюю ночь» Джорджа Баланчина с музыкой Феликса Мендельсона-Бартольди.

Великолепного «Эксельсиора» в России еще не видели. Зато каждый, мало-мальски интересующийся балетным прошлым, наслышан о феерических эффектах, невероятных для времени его рождения — начала 1880-х. В те времена еще и электроэнергию толком не использовали, а «Эксельсиор», торжествовавший в La Scala, поражал оживающей вольтовой дугой, переходящей в иллюминацию.

Хореограф Манцотти славил в танце достижения человечества — изобретение электричества и телеграфа, строительство Суэцкого канала и прочие подвиги. Впервые за всю историю культуры о победе прогресса над мракобесием и невежеством рассказывал балет. Конечно, на доступном ему языке танца, пантомимы и театральных нелепостей.

В сущности Манцотти поставил очередную роскошную сказку о добре и зле. Только злая сила обернулась модным Обскурантизмом, а его оппонентом стал Свет. Машинисты театра, уставшие от устройств всяческих полетов, провалов и кораблекрушений, на «Эксельсиоре» заметно оживились. Еще бы — локомотивы, пароходы и взрывы в тоннелях встречаются в балетах не каждый день.

Тем не менее далеко за рамки феерии спектакль не вышел — технические изобретения свершались словно по мановению волшебства, воронка Суэцкого канала напоминала таинственную пещеру, а любовь к прогрессу не помешала вывести на сцену дрессированных животных.

Наряду с такими важными персонажами, как Наука, Индустрия, Коммерция и гений Цивилизации, в балете фигурировали настоящие лошади, слон и верблюд. Но новаторство Луиджи Манцотти только непосвященным может казаться курьезом. Для итальянских балетных деятелей «Эксельсиор» — национальная святыня.

Зрелище, в котором было занято более полутысячи артистов, неоднократно возобновлялось, утрачивая нарочитые нелепости, в том числе слонов и верблюдов. В основе «осовремененного» «Эксельсиора» — версия Уго Делль'Ара 1967 года. Позволяющая понять, что одной пропагандой технической революции ценность балетной диковинки не исчерпывается. В «Эксельсиоре» много танцев — и виртуозных вариаций, и затейливых ансамблей, и мощных кордебалетных перестроений. Подобные радости балетоманы всех времен и народов не променяют ни на какие сокровища.

Второй спектакль гастрольной программы — более изысканный вариант большого стиля. «Сон в летнюю ночь» — двухактное сочинение Баланчина, ностальгирующее по балетам Мариуса Петипа. Запутанный сюжет шекспировской комедии стал поводом для грациозного дуэта двух эпох классического танца — церемониального девятнадцатого века и более свободного и смелого века двадцатого.

По признанию Баланчина, высказанного им в 1962-м, в год создания «Сна» наслаждаться этим балетом можно, даже не зная содержания пьесы. Действительно, следить за богатой игрой светотени классических движений гораздо интереснее, чем вникать в любовную путаницу, затеянную эльфом-озорником.

Восемь лет назад La Scala показывал баланчинский «Сон» в Санкт-Петербурге, заслужив нелицеприятные отзывы придирчивой прессы. С тех пор многое изменилось. Генеральный менеджер и арт-директор La Scala Стефан Лисснер справедливо решил, что театр, помнящий многих легендарных балерин (от Марии Тальони и Фанни Эльслер до Карлы Фраччи и Алессандры Ферри), достоин лучшего.

В 2009-м пост руководителя балета миланского театра занял Махарбек Вазиев. Тот самый Вазиев, благодаря которому уровень балета его родного Мариинского театра, где он директорствовал тринадцать лет, взлетел до невиданных высот. Так что нынешние гастроли итальянцев в России — еще и отчет нашего соотечественника о проделанной работе.

Большой театр

«Эксельсиор» 16, 17 декабря

«Сон в летнюю ночь» 20–22 декабря

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...