Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Приговор Альгирдасу Палецкису отложен до 30 декабря

Суд Вильнюса рассчитывает, что накануне Нового года обвинение в «отрицании советской оккупации» не вызовет отклика
0
Приговор Альгирдасу Палецкису отложен до 30 декабря
события в Литве, 1991г., фото: Википедия
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Вильнюсе суд первой инстанции 14 декабря должен был вынести вердикт в отношении Альгирдаса Палецкиса. Лидера Социалистического народного фронта Литвы обвиняют в том, что в прошлогоднем радиоинтервью по поводу событий у вильнюсской телебашни в 1991-м он сказал: «Как сейчас выясняется, свои стреляли в своих». Ранее прокурор потребовал признать его виновным и приговорить по закону «Об отрицании советской оккупации» к году заключения условно (с отсрочкой наказания на два года).

По версии официального Вильнюса, при взятии под контроль комплекса литовского ТВ «советские воины умышленно убили 13 гражданских лиц и одного спецназовца». Есть и другая версия: что трагические события — это провокация националистов и «Саюдиса».  

— Оглашение приговора перенесено за 30 декабря. Странное решение. Вероятно, устроители этого шоу считают, что за день до Нового года в зал заседаний не придут ни журналисты, ни мои сторонники, — заявил «Известиям» Альгирдас Палецкис.

Причиной переноса, по его словам, было названо то, что судебные документы якобы не успели перевести с русского на литовский. И это при том, что со времени оглашения предложения прокурора о наказании прошло более месяца.

Накануне данного заседания Палецкис дал такой прогноз: «90% за то, что меня всё же осудят. Условный срок могут заменить крупным штрафом — до €5,5 тыс. Тогда получится, что за каждое из трех слов сказанной мною фразы «Свои стреляли в своих» я буду вынужден заплатить круглую сумму — почти по €1,8 тыс.». 

Любой обвинительный приговор, как он считает, будет грубым нарушением его прав. Примечательно, что такое спорное решение может быть вынесено в «демократической Литве», правительство которой учит соседей — и Белоруссию, и Россию, как надо жить.

В 2000-м в Литве появился закон «О возмещении ущерба от советской оккупации», в прошлом году — закон «Об отрицании советской оккупации». Политика русофобии в такой карикатурной форме, как полагает Палецкис, ведет в тупик. Понятно, что Россия никогда не признает литовский закон «Об оккупации», никогда не будет его исполнять. А ведь Вильнюсу в условиях кризиса как никогда нужен российский рынок. На западе Европы ее сейчас мало что ждет.

— Если всё же признают, что Альгирдас говорил правду, то это будет означать, что более 20 лет правительство врало народу. Но в такой поворот верится с трудом, — считает заместитель председателя движения «Мир без нацизма» Валерий Энгель.

По его оценке, в Литве, стране Евросоюза, создается прецедент, когда за то, что человек усомнился в официальной трактовке исторических фактов, он может получить абсолютно реальное наказание.

Суд, как считает Энгель, не принял аргументацию защиты, отказавшись осуществить полное расследование тех трагических событий. По большому счету Вильнюс и не в состоянии его провести — половина свидетелей проживает в других странах, в том числе в России. Архивные документы, которые могут пролить на это свет, тоже находятся в российской генпрокуратуре. Но они по непонятным причинам затребованы не были. А материалы из архива генпрокуратуры СССР, предоставленные защитой, были хотя и приобщены к делу, но не изучены.

В частности, речь идет о 15-страничной «Информационной записке о ходе расследования уголовного дела о событиях, имевших место в г. Вильнюсе 13 января 1991 года» (исходящий № 18/5918-91), подготовленной генпрокурором СССР Николаем Трубиным и направленной 28. 05. 1991 года в адрес Верховного Совета СССР. 

Ксерокопия этого документа, который ранее в полном объеме не предавался огласке, находится в распоряжении «Известий».

Вот только одна цитата из этой записки: «Судя по направлению раневых каналов, указанных в справке начальника бюро судебно-медицинской экспертизы Литвы, 6 потерпевших были убиты в результате 1–7 выстрелов в каждого из них с разных точек, в том числе при выстрелах сверху и в спину, то есть не военнослужащими при непосредственном столкновении с ними лицом к лицу, а боевиками во время их стрельбы из здания телецентра и с крыш ближайших домов в военнослужащих, которые находились у телецентра в толпе гражданских лиц. По показаниям очевидцев событий, во время этой стрельбы, в том числе трассирующими пулями, военнослужащие действительно, как они и заявили на допросах, прятались за бронетехнику, а находившиеся в толпе люди падали на землю (как указывалось, военнослужащим патроны с трассирующими пулями вообще не выдавались».

— Дело Палецкиса — это политический заказ. Они хотят осудить за право свободно говорить, высказывать свои убеждения. А это значит, что после вынесения приговора за решетку могут посадить любого, кто усомнится в правдивости официальной трактовки итогов Второй мировой войны или любых последующих событий, — прокомментировал Энгель. 


Комментарии
Прямой эфир