Перейти к основному содержанию
Прямой эфир
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Евросоюзе по итогам прошедшего 8–9 декабря в Брюсселе саммита принято историческое решение о создании бюджетного союза (англ. — fiscalcompact). У Меркель и Саркози, которые выдвинули и разработали данный план, есть все основания быть довольными собой: к союзу присоединятся не только 17 государств зоны евро, но и 9 других членов ЕС — все, кроме Великобритании. Теперь немецкие власти смогут убедить избирателей, что жертвы, принесенные ими во имя спасения евро, не были напрасными: греческий казус больше не повторится.

Межправительственное соглашение между 26 участниками бюджетного союза должно быть подписано не позднее марта 2012 года. Параллельно начнется внесение поправок в основополагающие договоры о Европейском союзе. Этот процесс обещает быть долгим и полным политических превратностей. Не исключено, что в отдельных  странах, в первую очередь в Ирландии, потребуется проведение референдумов. В таком случае граждане получат шанс сполна отплатить национальным правительствам и Брюсселю за все пережитые недавно несчастья. 

Способен ли бюджетный союз спаси евро? Его главное изобретение — смирительная рубашка (она же и спасательный жилет), которую страны ЕС добровольно надевают на систему государственных финансов. Это дает вполне определенный позитивный сигнал рынкам, и, хотя их реакция может не быть моментальной, общее настроение обязательно изменится. Отныне даже в условиях экономического спада национальные парламенты не смогут принимать бюджеты, предусматривающие дефицит свыше 0,5% ВВП. А при нормальной хозяйственной конъюнктуре бюджеты должны будут сводиться с положительным сальдо. Мало того, данные положения должны быть внесены в конституции присоединившихся к бюджетному союзу, по примеру сделавшей это Германии. В итоге правительства получат действенный инструмент для поступательного сокращения накопленных долгов. Сегодня общая государственная задолженность еврозоны составляет 87% совокупного ВВП по сравнению с 60-процентным потолком, установленным Маастрихтским договором.  

Европейская комиссия и Совет ЕС смогут эффективно контролировать выполнение национальных бюджетов на протяжении года. До сих пор они обладали только карающими функциями. После долгих разбирательств и компромиссов они могли вынести порицание стране, превысившей трехпроцентный норматив дефицита, оговоренный Пактом стабильности и роста. Меры морального воздействия несколько раз принимались в отношении малых стран, в частности, Ирландии и Португалии. Однако до штрафов дело ни разу не доходило. Когда же в 2003 году нарушителями пакта стали Франция и Германия,  оказалось, что «все страны ЕС равны, но есть те, которые равнее». Берлин и Париж легко  организовали кампанию за пересмотр Пакта, и после реформы 2005 года он фактически перестал существовать. Истинные масштабы совершенной ошибки обнаружились только после начала греческого кризиса. 

В 2010 году Германии и Франции пришлось учредить Европейский инструмент финансовой стабилизации (в июле следующего года он превратится в Европейский стабилизационный механизм) и взвалить на себя огромные дополнительные расходы. Увы, это помогло лишь на время. Кризис продолжал распространяться, кредитные рейтинги падали, а рынки требовали все большей платы за размещение долговых обязательств. Европейским тяжеловесам не оставалось ничего другого, как взяться за воссоздание Пакта стабильности, но уже в гораздо более мощном и суровом обличье. Этой осенью после затяжных переговоров с Европарламентом Совет ЕС утвердил шесть новых законодательных актов, которые вводят драконовские меры против нарушителей бюджетной дисциплины. В частности, положен конец круговой поруке в совете, которая раньше не позволяла Комиссии наказывать провинившиеся страны. Заседающие в совете министры финансов традиционно выгораживали своих визави, чтобы заручиться их лояльностью на случай собственных ошибок. По новым правилам, при бездействии или нерасторопности совета (на принятие решения ему дается один месяц) решение комиссии о наложении штрафа будет вступать в силу автоматически.

Бюджетный союз вкупе с новым законодательством создают реальную основу для того, чтобы зона евро начала выходить из кризиса. Тот факт, что к новому формату интеграции примкнули все проблемные страны, означает, что евро будет существовать, а валютный союз сохранится в нынешнем составе. Как долго эти условия сохранятся, станет ясно весной 2012 года, когда национальные парламенты приступят к обсуждению годовых бюджетных планов. Пока, согласно осеннему прогнозу Еврокомиссии, в следующем году все 27 стран ЕС будут сводить бюджеты с дефицитом, причем только у Германии и Финляндии они не превысят 1% ВВП. 

Автор — завкафедрой европейской интеграции МГИМО.

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...