Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Сказка-быль мамы русского стиля

Третьяковка представляет живопись, графику, предметы декоративно-прикладного искусства в исполнении Елены Поленовой
0
Сказка-быль мамы русского стиля
Фрагмент картины Елены Поленовой "Пейзаж с воронами", 1880-е
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Многие наши соотечественники пребывают в уверенности, что «русский стиль», образчики которого им встречались с младенческих лет, и впрямь является сугубо фольклорным феноменом. Это ощущение крайне редко соответствует действительности.

Не то чтобы национальные ремесла и сопутствующие им изобразительные орнаменты рождены «в пробирке», однако у стиля имеются законные «родители» — художники, работавшие в XIX веке. И на статус «мамы» вполне могла бы претендовать Елена Поленова, к юбилею которой приурочена нынешняя выставка в Третьяковке. Кстати говоря, это первый персональный показ творчества Поленовой более чем за столетие.

Заслуг младшей сестры знаменитого живописца Василия Поленова никто никогда не отрицал, но как-то вышло, что ее фигура оставалось в тени великих современников, коллег, единомышленников — не только брата, но и Виктора Васнецова, Константина Коровина, Михаила Врубеля,  Исаака Левитана, Михаила Нестерова.

Это был круг близких ей людей, и она совершенно не стремилась превзойти их в популярности, тем более что ее интересы лежали в основном в сфере декоративно-прикладного искусства — якобы «низкого жанра». Впрочем, не в последнюю очередь благодаря Елене Поленовой, отношение к художественным ремеслам стало меняться буквально на глазах. Мечта ее жизни, в немалой степени реализованная, состояла в том, чтобы «выразить связь почвы с выросшими на ней произведениями».

Разумеется, это была общая для тогдашней Европы тенденция: ее еще называют национально-романтической. Однако в каждой стране она выражалась по-своему. Этот процесс отнюдь не походил на сегодняшнюю «культурную глобализацию». И Поленова входила в число тех, кто стремился к максимальной самобытности российской версии фольклора. И пусть даже эта линия неуклонно вела к возникновению и развитию интернационального стиля под названием модерн, Елена Дмитриевна причастна к тому, чтобы появилось полное право говорить именно о «русском модерне».  

Петербурженка по рождению, она со временем легко прижилась в Москве, ставшей для нее главным городом. А важнейшим покровителем и меценатом оказался, конечно же, Савва Мамонтов — вместе с семейством. В частности, Елена Поленова очень сдружилась с его супругой Елизаветой Григорьевной, и они с величайшим энтузиазмом организовывали столярно-резчицкую мастерскую в имении Абрамцево. 

Душой и вдохновителем предприятия была, естественно, Поленова. На ее счету огромное число эскизов мебели и других предметов быта, исполненных в народном духе. Еще она занималась керамикой, вышивкой, расписывала фарфоровую посуду, придумывала оригинальные орнаменты — и, что существенно, при этом рьяно пропагандировала свои занятия среди друзей-художников. Плоды фольклорного просвещения не заставили себя ждать.

Персональная выставка в ГТГ включает в себя множество живописных и графических произведений (в том числе оригиналы иллюстраций к народным сказкам, которыми Поленова была страстно увлечена), эскизы мебели и посуды, равно как и сами предметы, по этим эскизам произведенные, а также архивные документы, книги и фотографии.

«Она жила в волшебном мире сказки». К 160-летию Елены Поленовой

16 декабря — 26 февраля

Государственная Третьяковская галерея (Инженерный корпус)

Лаврушинский пер., 12, тел.: (495) 951-13-62. Вторник — воскресенье с 10.00 до 19.30

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...