Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Зрители освистали Макрона на церемонии открытия Олимпийских игр
Мир
Орбан назвал действия России понятными и рациональными
Мир
Маск назвал церемонию открытия Олимпиады в Париже неуважением к христианам
Общество
Роспотребнадзор не обнаружил вирус лихорадки Западного Нила в Татарстане
Происшествия
Житель Подмосковья отрубил голову сожительнице и попал под машину при побеге
Мир
Захарова заявила о масштабном провале открытия Олимпиады в Париже
Общество
Фигурант дела экс-замглавы МО Булгакова владел компанией по разведению свиней
Общество
Суд заявил об опасениях побега подрывника ж/д под Рязанью за границу
Происшествия
Стало известно о еще двух жертвах отравителя из Балашихи
Общество
Росавиация ввела ограничения на работу аэропортов Казани и Нижнекамска
Мир
Лавров заявил о планах обсудить с главой МИД Южной Кореи маневры США в регионе
Мир
Китай пообещал продолжить содействие мирному диалогу по Украине
Спорт
В Париже могут отменить тренировку пловцов в Сене из-за ухудшения качества воды
Армия
Путин подписал указ о проведении военно-морского парада и салюта в День ВМФ
Мир
Захарова высмеяла реакцию МОК на инцидент с перевернутым флагом на открытии ОИ
Общество
Эксперт посоветовал отравившимся курицей гриль в Петербурге требовать компенсацию
Общество
Адвокат Абрамова опроверг сообщения об ограничении Алсу доступа к квартире
Общество
В Донецке появилась аллея памяти погибшим детям Донбасса

Выборы продемонстрировали надежность политической системы, выстроенной в прошлые годы

Политолог Виталий Иванов — о том, почему думскую кампанию выиграли все
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Пожалуй, это были первые в новейшей истории выборы, по итогам которых выиграли все их участники. И не только они.

Выиграла «Единая Россия». Да, она получила меньше голосов и получит меньше мест, чем могла и чем ожидалось. Да, впредь ей понадобится иногда вступать в коалиции с думскими миноритариями. Да, видимо, придется отдать последним больше руководящих постов в палате, чем в прошлый раз и т.д. Но тем не менее голосов ее фракции будет по-прежнему достаточно, чтобы принять любой закон, согласовать кандидатуру премьера и т.д. «Единая Россия» осталась доминирующей партией, обладающей контролирующим большинством в Думе. Со всеми вытекающими.

Можно посмотреть и под другим углом. Выиграла-то выиграла, не поспоришь. Как и с тем, что 15% по сравнению с результатами выборов 2007 года потеряла. Однако именно необходимость «учесть уроки» неизбежно заставит начать давно востребованную реформу партии. И «чистку». В таких случаях говорят, что-де не было бы счастья, да несчастье помогло. Что ж, не такое, значит, несчастье, раз помогает. 

Выиграла КПРФ. Есть, разумеется, нечто извращенное в том, что продолжательница КПСС, два десятилетия питавшаяся ностальгией по советским порядкам, сейчас успешно утилизирует недовольство партией власти, которую критики именуют «новой КПСС». Понятно, что победителей не судят. Однако коммунистам все же не следует сильно обольщаться по поводу прироста голосов. Их новые избиратели в массе равнодушны к коммунистическим лозунгам и нисколько не уважают Зюганова сотоварищи. Просто те гарантированно проходили и голоса, отданные за них, не могли «пропасть». Но если через какое-то время власть позволит создать новую оппозиционную партию с новыми лицами, КПРФ немедленно потеряет почти все, что сейчас приобрела.

Сказанное касается также ЛДПР и «Справедливой России». Они также выиграли. И также в основном за счет общего роста протестных настроений, а отнюдь не собственного авторитета. И также не удержат выигранное в случае появления новых игроков. Хотя, впрочем, «эсеры» еще не настолько примелькались, как коммунисты и «жириновцы». Часть электората воспринимает и будет воспринимать их как «свежую кровь». Этим, по-видимому, объясняется прорыв «эсеров» на третье место, которое они отняли у ЛДПР.  

На самом деле я брюзжу. Появятся ли конкуренты и что они будут из себя представлять — вопрос будущего. А пока же КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» объективно подняли свою капитализацию. Здесь имеется в виду вовсе не только повод их вождям позадирать нос, мол, нам нет альтернативы, из политики мы уйдем лишь вперед ногами. После 4 декабря все убедились, что эти партии способны теперь проводить в парламенты больше людей, чем раньше. Автоматически вырастет спрос на места в их списках. Они отъедят «долю рынка» у партии власти. Их кампании в регионах станут более «денежными» и, соответственно, более успешными. Влияние миноритариев в провинциальных политикумах заметно вырастет.

«Яблоко» с 2003 года ведет посмертное существование. Теперь оно уверено в его продолжении еще на пять лет. Три процента голосов по закону дают право на бюджетное финансирование. А что еще нужно мертвецу? Так что и «Яблоко» выиграло.

Неужели выиграли и «Патриоты России» с «Правым делом»? Конечно. Для них победа уже само «присутствие в бюллетене». Партия в принципе обязана участвовать в выборах, иначе встанет вопрос о ее ликвидации. Это раз. Партии полагается выходить на думские выборы — этим она демонстрирует свою, если угодно, дееспособность. Кому и зачем нужна партия, не способная составить думский список, собрать подписи и оформить необходимые документы? (Я могу понять людей, которые голосуют за «Правое дело». Не все ж либералы игнорируют выборы. И не все они любят Явлинского. Но вот откуда берутся по 600 тыс. избирателей у «патриотов»? Загадка. Название, что ли, привлекает?)

В целом выиграла оппозиция. Партия власти потеснилась, и этот успех могут приписывать себе как непосредственные выгодоприобретатели — коммунисты, «жириновцы» и «эсеры», так и комьюнити любителей демократии, истерично агитировавшие против «партии жуликов и воров» и обещавшие бороться с «массовыми фальсификациями».

И, безусловно, выиграла власть. Выборы продемонстрировали надежность политической системы, выстроенной в прошлые годы. По понятным причинам ее пытаются сводить к «Единой России» и исполнительной вертикали. Но в действительности она включает в себя много больше. В том числе и думских миноритариев, и даже многих любителей демократии. Они «расставлены» таким образом, что никакие колебания или падения рейтингов, «проседания» и провалы не могут всерьез повредить системе. Ну пусть увеличилась доля протестного электората, ну пусть намного увеличилась. Она же канализируется не кем-нибудь, а от начала до конца системной, а потому предсказуемой и вполне управляемой КПРФ. Что остается, грубо говоря, делят «Справедливая Россия» и ЛДПР. Такие же. Крошки подметает «Яблоко» и пр.

Как уже говорилось: система гораздо прочнее и устойчивее, чем кому-то кажется на первый взгляд. 

Комментарии
Прямой эфир