Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

«Транскор-К» и ПЕТРОНАС:

большие международные перспективы малого российского предприятия
0
«Транскор-К» и ПЕТРОНАС:
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

29 ноября в центральном офисе малайзийского нефтегазового гиганта ПЕТРОНАС – знаменитых на весь мир «башнях-близнецах» – состоялась торжественная церемония подписания соглашения о коммерциализации изобретения между представителями этого концерна и малым инновационным российским предприятием ООО «НТЦ Транскор-К». На первый взгляд, малозаметное событие вызвало неподдельный интерес в бизнес-кругах Куала-Лумпура и привлекло к себе внимание практически всех серьезных экспертов, работающих в нефтегазовой сфере Юго-Восточной Азии.

Стоит признать, что первоначальные оценки этого события не были единодушными. Так, некоторые западные скептики недоумевали: чем малый российский бизнес сумел заинтересовать крупнейшую региональную корпорацию, действующую по всему миру? Однако попытки найти подводные камни в факте подписания соглашения не увенчались успехом, что придает дополнительный международный вес событию, равных которому в области российско-малайзийского сотрудничества по линии малого бизнеса пока не было.
За детализацией этого неординарного события «Известия» обратились к прибывшей в Куала-Лумпур на церемонию подписания соглашения генеральному директору «Транскор-К» Светлане Камаевой.

Что вызвало интерес малайзийского нефтегазового монополиста к небольшому предприятию из далекой России?

Благодаря напряженной, совместной с компанией ПЕТРОНАС работе в последние три года удалось добиться крупного инновационного успеха в области безопасности подводных нефтегазопроводов. Без ложной скромности отмечу, что аналогов нашему изобретению, насколько мне известно, в мире пока нет. Успех был обеспечен концентрацией усилий на решении весьма актуальной проблемы: как бесконтактно зарегистрировать опасные места с недопустимыми механическими напряжениями и в сжатые сроки за счет профилактического ремонта предотвратить экологический риск.

Как долго возглавляемый вами научно-технический центр шел к достижению поставленной цели?

Первые работы в этом направлении начались почти 15 лет назад. Еще в 1997 году мы приступили к инспектированию нефтепромысловых трубопроводов, не подлежащих внутритрубному обследованию. Задача была сложна, но понятна: сократить потери нефти и экологический ущерб, повысив надежность трубопроводов по результатам выявления предаварийных участков. Существующие технологии диагностирования большинства промысловых  трубопроводов не обеспечивают достоверного прогноза рисков. Начатые нами эксперименты по бесконтактному  выявлению дефектных зон на основании анализа магнитных полей сулили обнадеживающие результаты, что дало толчок к созданию в 1999 году  творческого коллектива и изобретению способа и устройства для магнитной томографии трубопроводов (МТМ).

Этот период и стал точкой отсчета новой технологии?

Первых успехов нам удалось добиться в 2000 году, когда промышленная апробация разработанной технологии доказала, что мы находимся на верном пути. Уже тогда достоверность выявления предаварийных участков трубопроводов возросла до 50%. Работа велась по трем направлениям: создание математического аппарата и программного обеспечения, разработка специального сверхчувствительного бесконтактного магнитомера и формирование пакета нормативных документов. Годом позже была зарегистрирована  компания «Научно-технический центр «Транскор-К». В сжатые сроки мы разработали первый приборный комплекс: трассоискатель «Поиск» и сканирующий магнитометр «Скиф». Обследования 220 км магистралей ОАО «Газпром», ОАО АК «Транснефтепродукт» и ОАО «Лукойл» подтвердили 60%-ную достоверность метода.

Как давно «Транскор-К» вышел на зарубежные рынки?

В период с 2003 по 2008 гг. нами было обследовано более 12 тыс. км трубопроводов всего мира. Помимо стран – членов СНГ мы проводим работы в США, Канаде, Бразилии, Мексике, Колумбии, Аргентине, Великобритании, Франции, Хорватии, Китае, Сирии, Индонезии и, конечно же, в Малайзии. Благодаря пополнению базы данных достоверность выявления дефектных участков возросла до 80%. В этот же период была проведена европейская аттестация системы менеджмента качества, а также разработаны уникальные программные продукты по оценке параметров безопасности трубопроводов на базе измеренных уровней механических напряжений.

Учитывая, что наш разговор происходит в Куала-Лумпуре, вполне закономерный вопрос: каковы основные вехи сотрудничества центра с малайзийской стороной?

Взаимодействие с корпорацией ПЕТРОНАС мы начали в 2008 году, приступив к совместной разработке технологии «АКВА-МТМ» для обследования подводных трубопроводов на больших глубинах. В течение трех последующих лет были созданы три единицы инновационного комплекса «АКВА-СКИФ»,  прошедшие заводские и приемочные испытания, и завершен пилотный проект инспектирования реального объекта. Изобретение уже отмечено золотой медалью Европейского салона в Страсбурге (2011). Немаловажным обстоятельством является портативность оборудования и отсутствие предварительной подготовки объектов к обследованиям. Получены подтверждения  высокой корреляции данных метода магнитной томографии с оценкой безопасности по мировым нормативам. Совместный с ПЕТРОНАС проект успешно завершен! В результате наша компания стала эксклюзивным подрядчиком ПЕТРОНАС по технологии «АКВА-МТМ» в мире.

Вы упомянули о присуждении изобретению «АКВА-МТМ» золотой медали на Европейском салоне. У «Транскор-К» есть еще награды?

Наши разработки удостоены золотых медалей Международного салона изобретений (Женева), «Дефектоскопия-2002» (Барселона), «Архимед-2005, 2006», саммита инноваций «Эврика-2006, 2007» (Брюссель), международной ярмарки 2004 г. (Загреб), выставки «Россия – партнер Германии» в 2005 г., Дней России в Китае и других международных инновационных площадок.

В заключение беседы дежурный вопрос: каковы планы компании на ближайшее будущее?

Мы намерены закрепить успех. Небольшой, но сплоченный коллектив готов воплотить в жизнь новые разработки. Применительно к конкретным планам могу сказать, что  сформирована заявка для представления метода магнитной томографии в авторитетном международном своде законов по трубопроводному транспорту (Американский институт инженеров-механиков).

Мнение посла

«Московская компания «Транскор-К» – представитель российского малого бизнеса – вела совместную разработку оборудования «AQUA SKIF» с корпорацией ПЕТРОНАС, и именно в Малайзии начинается инновация технологии «АКВА-МТМ». Учитывая, что отечественная компания стала эксклюзивным подрядчиком по данной технологии, мы надеемся на дальнейшее укрепление позиций российской науки не только в Малайзии, но и на региональной арене», – прокомментировала подписание соглашения Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Малайзии Людмила Воробьева.

Комментарии
Прямой эфир