Расставили приоритеты

В столице серьезно взялись за общественный транспорт. За ближайшие четыре года он должен стать комфортным, скоростным, в конечном итоге помочь справиться со знаменитыми московскими пробками. На решение этих амбициозных задач потратят более 2 трлн рублей.
Многие мегаполисы давно не стесняются уделять больше внимания общественному транспорту. Вытесняют из центра личные автомобили, создавая сложные условия парковки, устанавливают плату за въезд в центр города, вводят налог на пробки, прокладывают велосипедные дорожки и выделяют полосы для общественного транспорта.
С недавних пор и московские власти озаботились тем, чтобы пересадить горожан из личных авто на общественный транспорт. «Развитие городского транспорта и строительство метрополитена являются приоритетными. Нужно кардинально улучшить его работу, сделать более комфортным и скоростным», – заявил мэр Москвы Сергей Собянин.
Автобусы для всех
В ближайшие четыре года на развитие транспорта столица собирается потратить 2,2 трлн руб. Из них 1,6 трлн — из городского бюджета. Сделать запланировано многое: пустить по дорогам новые автобусы, создать выделенные линии для общественного транспорта, построить транспортно-пересадочные узлы, открыть новые маршруты. Программа развития общественного транспорта до 2016 года состоит из 13 подпрограмм, которые предусматривают развитие наземного городского транспорта, железнодорожного, водного и даже воздушного. «Гипотеза, что общественный транспорт – это сервис для бедных и больных, уже давно не популярна в развитых городах мира, – говорит Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства. – Там делают ставку на общественный транспорт, без этого большому городу просто не выжить».
Одна из мер, призванных заманить москвичей в наземный общественный транспорт, – новые комфортабельные автобусы, троллейбусы и трамваи. В этом году для наземного транспорта закуплено 2070 новых автобусов, в результате парк автобусов «Мосгортранса» обновится на 34%. Парк столичных трамваев за ближайшие три года обновится наполовину, причем исключительно вагонами отечественного производства. Для понимания масштаба задачи: в трамвайном парке Москвы 970 единиц подвижного состава и только 25 – современные, низкополые. Обсуждается в правительстве города и вопрос о демонтаже турникетов в общественном транспорте. По мнению мэра Москвы, это позволит увеличить среднюю скорость движения автобусов, троллейбусов и трамваев.
Еще одно ноу-хау наземного общественного транспорта – бесплатный интернет. Правда, пока им можно воспользоваться только на двух городских маршрутах – 400 (Зеленоград – метро «Речной вокзал») и 400к (14-й микрорайон Зеленограда – «Митино»). Если услуга окажется популярной у пассажиров, то Wi-Fi на транспорте обещают внедрить повсеместно. Правда, пока автобусный Wi-Fi ажиотажа у москвичей не вызывает.
Появляются в столице и новые маршруты общественного транспорта. Например, готовится к запуску автобусный маршрут № 850 на Звенигородском шоссе. Автобус будет следовать от Осеннего бульвара до улицы Заморенова, через Осеннюю и Крылатскую улицу, Звенигородское шоссе, улицу Мневники, проспект Маршала Жукова.
В ЮВАО объявили об открытии маршрута № 805, соединяющего районы Нижегородский и Лефортово. «Необходимость ввода маршрута в первую очередь связана с тем, что на территории округа открылся многофункциональный центр представления государственных услуг заявителям. Туда же переехал единый расчетный центр района Нижегородский», – рассказал префект ЮВАО Владимир Зотов.
Власти завяжут узлы
Большие надежды власти возлагают на транспортно-пересадочные узлы (ТПУ). По словам руководителя Департамента строительства Москвы Андрея Бочкарева столице их нужно минимум 35. ТПУ – это пассажирский комплекс, выполняющий функции по перераспределению пассажирских потоков между видами транспорта и направлениями движения. Например, таким узлом сегодня можно с уверенностью назвать территорию у метро «Выхино». Однако в ТПУ нового поколения должны быть сервисные зоны (медпункт, туалет, билетные кассы, залы ожидания для пассажиров), системы видеофиксации, различные технические средства организации движения, перехватывающие парковки. Обязательно должны быть диспетчеры, которые распределяют маршруты. Городские власти уже подсчитали: в среднем обустройство одного ТПУ обойдется городу в 25 млн руб.
С автомобилями расставайтесь!
Как бы ни старался Департамент транспорта популяризировать мировую акцию «День без автомобиля», пока москвичам сложно расстаться с личным транспортом даже на один день. Российская столица приняла участие в «Дне без автомобиля» по инициативе Департамента транспорта уже в четвертый раз. Традиционно на столичные маршруты в этот день выходят дополнительные автобусы, троллейбусы и трамваи. 22 сентября по улицам мегаполиса дополнительно курсировали 410 автобусов, 150 троллейбусов и 70 трамваев. Накануне акции в пункты реализации билетов ГУП «Мосгортранс» поступили специально выпущенные ко «Дню без автомобиля» проездные билеты на одну поездку. Стоили они всего 13 рублей. Увы, меры не принесли результата.
Равняясь на столицу
Может быть, не в тех масштабах, но мероприятия по повышению комфорта пассажиров общественного транспорта проводятся во многих городах России. Например, бесплатный Wi-Fi появился на остановках общественного транспорта во Владивостоке. Еще раньше там бесплатный доступ в интернет организовали на автобусных линиях: сперва в муниципальных автобусах на маршруте Железнодорожный вокзал – бухта Тихая, а затем на ряде других автобусов. А в Челябинске активно обновляют городской автобусный парк. В сентябре власти города закупили пятьдесят новых автобусов, на подходе еще столько же. «Мы продолжаем работу по замене старых автобусов, – заверил население глава администрации Челябинска Сергей Давыдов. – Ситуация с общественным транспортом должна поменяться. Я прошу жителей потерпеть еще немного – до середины будущего года».