Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Рядом – значит по соседству

На днях в Париже открылась выставка под названием «Рядом»
0
Рядом – значит по соседству
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Это совместный проект Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ и московской галереи «Проун». Изобразительному искусству именно тех стран, что входят в Содружество, и посвящена эта экспозиция. Парижский показ приурочен к 20-летию СНГ, которое будет отмечаться совсем скоро, 8 декабря.

В советские времена особых проблем с культурным представительством страны за рубежом не возникало: тогда действовал довольно отлаженный механизм, учитывающий и национальные «пропорции», и идеологическую «выверенность» репертуара, и возможный кассовый успех такого рода гастролей. Та система вызывала, впрочем, немало нареканий в среде отечественной интеллигенции, однако сама по себе модель работала почти безотказно. С распадом СССР она, естественно, ушла в небытие, и долгое время никакой замены ей не возникало. Скорее всего, и надобности в этом поначалу не ощущалось: каждое из новых государств на постсоветском пространстве стремилось выйти на международную арену самостоятельно – в том числе и с культурными проектами. Успехи оказались различными, но никто из участников СНГ и сегодня не намерен отказываться от продвижения своей культуры за рубежом. Эта тенденция объяснима и оправдана: говорить от себя и за себя – не привилегия, а органичная потребность любого народа и любого государства.

Смысл

Смысл нынешнего художественного проекта состоит вовсе не в «обобществлении» суверенной гастрольной политики каждой из одиннадцати стран. Странно было бы в существующих условиях применять советские лекала и выстраивать выставку «от имени и по поручению» всех этих народов – хотя и союзных, но независимых, что напрямую следует из аббревиатуры СНГ. Устроители парижского показа двинулись иным путем. Речь шла не о казенной «выставке достижений», а об авторском, заведомо субъективном, но стилистически отточенном проекте, который бы представлял визуальную культуру стран Содружества с позиций современной выставочной эстетики, хорошо воспринимаемой на Западе. Собственно говоря, такая постановка вопроса выглядела чуть ли не единственно уместной, поскольку, отправляясь в гости с презентацией своего искусства, весьма логично учитывать менталитет принимающей стороны. Причем в случае галереи «Проун», взявшейся за практическую реализацию замысла, никакой специальной адаптации к вкусам заграничной публики не потребовалось. Галерея и так постоянно работает на стыке современных трендов, демонстрируя у себя на «Винзаводе» синтез архаического фольклора, хрестоматийного авангарда и актуальных веяний. Вполне закономерно, что накопленный опыт был использован и при подготовке выставки «Рядом». За разъяснением деталей мы обратились к куратору проекта Марине Лошак.

Какова была изначальная установка при подготовке выставки? Что за «сценарий»?

Мы исходили из системы культурных брендов, на которые «нанизывалось» искусство той или иной страны. Это можно назвать объединяющим мотивом для выставки, поскольку ее формат диктовал свои условия. Разумеется, любой культурный бренд – вещь достаточно очевидная, порой даже поверхностная, зато ясно сформулированная и поддающаяся трансляции. Важно, чтобы посетитель мог «считывать» визуальный смысл каждого из одиннадцати блоков экспозиции. На мой взгляд, Юрий Аввакумов и Алена Кирцова создали очень удачный дизайн выставки, расположив разделы лучами, исходящими из единого центра. Каждая из стран получила собственное пространство, при этом они действительно располагаются рядом, что и подразумевает заглавие проекта. Кстати, наше название «Рядом» во французской версии звучит как Proches, то есть «близкие родственники». Идея добрососедства явственно выражена в планировке экспозиции: здесь нет «более выигрышных» и «менее выигрышных» территорий, у всех равная площадь и одинаковое расположение относительно центра зала. Даже последовательность национальных разделов определена самым демократичным и ни для кого не обидным способом: они идут друг за другом в алфавитном порядке. Таким образом подчеркнута абсолютная равноценность представленных культур. Хотя страны СНГ отнюдь не однородны, между ними есть различия и в уровне экономического развития, и в современном состоянии искусства, однако равноправие в рамках экспозиции – очень важный концептуальный момент.

Мы попытались на базе истории каждой страны, символически обозначенной теми самыми культурными брендами – например, орнаментами узбекских халатов или узорами украинских рушников, – выстроить своего рода культурную модель, связывающую прошлое с современностью. Было важно сделать так, чтобы посетитель выставки понял и почувствовал, что речь не идет о Советском Союзе, что «общий знаменатель» здесь довольно условен, а на первый план выходит национальная специфика. Скажем, молдавский раздел получился несколько более политизированным, чем остальные. Так вышло потому, что тема перемещения по миру и поисков в этом мире себя – это единственное, что по-настоящему волнует всех представителей современного молдавского искусства. И узнаваемый узор «челночной» сумки буквально сам собой превращается в лейтмотив.

Насколько я понимаю, вы намеренно отказались от идеи устройства «парадной» экспозиции, которая бы знакомила с традициями и сегодняшней жизнью стран СНГ при помощи официозной схемы? На выставке обнаруживаются три главные компоненты: фольклор, авангард и поставангард – то бишь актуальное искусство. По сути, рассказ о национальных культурах ведется посредством знаков и визуальных символов...

Мы полагали, что проект должен быть очень внятным, чтобы он воспринимался буквально на уровне первой сигнальной системы. И чтобы он читался эмоционально, генерировал некие импульсы, позволяющие зрителю сразу связать себя с образом той или иной страны. Конечно, в каждом случае могли быть найдены какие-то другие рифмы и ассоциации, но было заранее понятно, что нельзя их множить, навешивать друг на друга. Требовалось выбрать одну из возможных линий. Тем более приходилось учитывать тот фактор, что французская публика вообще очень слабо знакома с изобразительной культурой наших стран. Перегруженность оттенками привела бы только к затруднениям при восприятии.

А в нынешнем виде экспозиция будет понятна парижским зрителям, как полагаете?

На мой взгляд, выставка считывается довольно легко. По крайней мере, я недавно разговаривала с одним влиятельным коллекционером – он все понял. Будем надеяться, что проект воспримут не только люди с профессиональным глазом.

При организации выставки вы работали только с частными коллекциями, не прибегая к помощи государственных музеев. Это намеренная стратегия?

Нам вполне хватило материалов из частных коллекций и собраний самих авторов, поскольку у галереи имеется богатый опыт сотрудничества со многими коллекционерами и художниками. Мы точно знали, какие произведения нам понадобятся и где их взять. Так что обращаться в музеи не было нужды, к тому же получение там экспонатов для зарубежного показа – дело очень хлопотное.

Почему решили разместить выставку в «Доках на Сене»? Место довольно новое, «народная тропа» сюда еще не проложена...

Нам очень понравилась эта площадка. Мы рассматривали около сорока вариантов и остановили выбор на «Доках». Комплекс располагается в красивом месте, здесь находится Французский институт моды. Наша экспозиция – на втором этаже, который дважды служил площадкой для знаменитой художественной ярмарки FIAC. Это современное пространство, которое нас устроило по всем параметрам. Информация о выставке размещена во многих популярных парижских изданиях, анонсирующих культурные события, так что надеемся, что публика сюда придет.

Место

Действительно, «Доки на Сене» выглядят весьма живописно (пожалуй, вернее будет сказать «фотогенично», поскольку здания такого рода любят запечатлевать фотографы, а не живописцы). Склады на набережной Аустерлиц были возведены в самом начале ХХ века – это один из первых в мире образчиков использования железобетонных конструкций в качестве архитектурной основы. Недавно историческое строение было полностью реконструировано парижским бюро Jacob + MacFarlane, и в 2009 году «Доки» вошли в строй в новом качестве – как культурная площадка общей площадью 20 тыс. квадратных метров, где помимо упомянутого выше Французского института моды разместились также дизайнерские галереи, бутики, рестораны и пр. К слову, парижан весьма позабавило выражение президента Саркози, который окрестил этот комплекс «зеленой штуковиной», поскольку в его декоре преобладают металлические трубы и плоскости травянистого цвета. Отдаленно строение напоминает знаменитый Центр Помпиду – не колоритом, разумеется, а конструктивными особенностями.

Здесь и расположилась выставка «Рядом» – стильная, геометрически безупречная, соединяющая архаику с актуальностью. Тема евразийской интеграции отражена в ней довольно опосредованно: на первый план выдвинуты сугубо эстетические, национальные или же социальные категории. Однако структура экспозиции такова, что интеграционная составляющая проявляется сама собой – в виде кураторской установки и дизайнерского решения. Все одиннадцать выставочных модулей устроены похожим образом: при входе зрителя встречают этнографические мотивы и авангардные опусы первой половины ХХ века, чуть глубже размещены современные объекты, инсталляции или фотографии, а в удалении демонстрируется видеоарт. Обнаруживаются, правда, некоторые исключения из общей схемы. Например, «национальный павильон» Молдавии обходится без экскурса в историю и с порога обрушивает на посетителя визуальную притчу о клетчатых дорожных сумках (речь про инсталляции, коллажи и концептуальные фотосерии Татьяны Федоровой). Или вспомнить еще армянский раздел, где представлена только полуабстрактная живопись покойного Сергея Есаяна, напоминающая о геноциде, да еще фотографическая документация скульптурного проекта Линды Ганджян, живущей в Америке. Однако отдельные отклонения от правила лишь подчеркивают его наличие.

Подтексты

Общая идея вполне понятна – по крайней мере для тех, кто видел прежде такие выставки галереи «Проун», как «Похвала плахте» или «Рукоделие». Старинные орнаменты – будь то цветистые узоры азербайджанских ковров, изображения и надписи на русских пряничных досках или вышитая украинская геометрия – выступают в роли не «милого ретро», а источника вдохновения для последующих поколений художников. Пусть и пунктиром, но линия эта в экспозиции обозначена. Скажем, украинские плахты и рушники прошлого рубежа веков сопоставлены с авангардным прочтением народной традиции (сей тренд символизируют декоративные композиции, исполненные Василием Ермиловым в 1920-е – 30-е годы), а отсюда лежит прямая дорога к геометризованной живописной серии «Нео-фолк» современного художника Николая Масенко и постмодернистским построениям его коллеги Олега Тистола. Похожая концепция реализована и в сегменте, представляющем Узбекистан: орнаменты тамошних халатов коррелируют с живописью Виктора Уфимцева – русского футуриста, жившего в Ташкенте и Самарканде, и тут же идея «шелкового пути» по-своему продолжена в ассамбляжах Вячеслава Усейнова. С разных сторон, в том числе и с неожиданной «кулинарной», обыграна крестьянская тема в российской части экспозиции. Отнюдь не случайно появились темперы знаменитого художника Павла Кузнецова в киргизском разделе (этот автор был увлечен философией и романтикой Востока) и супрематические эскизы Николая Суетина и Ильи Чашника в разделе белорусском (как было устроителям не вспомнить о витебском периоде школы Казимира Малевича).

Словом, несмотря на знаковую, почти эмблематическую подачу материала, выставка получилась богатой на исторические подтексты. Мысль о добрососедстве здесь не декларирована, а, скорее, проиллюстрирована – без каких-либо дидактических комментариев. Само собой, отсутствуют здесь даже намеки на торжественность и помпезность, поскольку проект рассчитан прежде всего на эстетическое восприятие. Надо полагать, это решение вполне адекватно поставленной задаче.

Как отметил на открытии выставки исполнительный директор Международного фонда государственного сотрудничества Армен Смбатян, идея проекта «Рядом» – показать Европе, что мы, несмотря ни на что, все еще «вместе»: «Пусть мы не живем, как раньше, в одной стране, тем не менее мы соседи. До сих пор не было случая представить все 11 стран СНГ на единой европейской выставочной площадке. И вот мы решили «аккуратно», «осторожно» продемонстрировать культурные достижения этих стран. Причем не столько традиционными выставочными материалами (живописью, графикой, скульптурой), а своеобразным этнофутуризмом, где соседствуют и прошлое, и будущее: традиционные костюмы, ковры, фотографии, инсталляции и т. д. Все вместе – это молодежное мышление, которое есть в странах СНГ: это их предложение, которое нам показалось интересным. Мы советовались также с французскими специалистами, которые были знакомы с культурой республик, и по их рекомендации совершили легкий такой «прыжок» в этот новый и для многих неизвестный мир. Это, повторю, очень аккуратный, небольшой «акцент», который сделала каждая страна: от каждой по частичке, «кусочку» культуры – этнофутуристические «эскизы», связанные со странами. Проект удался, судя по реакции посетителей, в особенности французской публики, которая очень тепло приняла выставку».

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...