ФАС устроила Metro рыбный день
Взаимоотношения между ритейлерами и поставщиками могут в очередной раз измениться. На этот раз — в отношении так называемых маркетинговых услуг, когда компании платят за продвижение своих продуктов внутри магазинов. По жалобе производителей рыбы, в числе которых и «Русское море», в числе акционеров которого бизнесмен Геннадий Тимченко, ФАС посчитала, что стоимость этих сборов должна быть равной для всех поставщиков вне зависимости от объема отгружаемого товара.
Такое решение комиссия ФАС приняла на этой неделе. Чиновники пришли к выводу, что ООО «Метро Кэш энд Керри» дискриминировало права поставщиков рыбы и морепродуктов. Речь идет о том, что часть компаний, у которых оборот был больше, меньше платили за возможность размещать на территории сети и ее буклетах различные рекламные материалы. И тем самым получали преимущества перед другими поставщиками.
В самом Metro не отрицают подобного рода сборов. «В наших буклетах размещалась информация о некоторых поставщиках рыбы. ФАС на основании обращения ряда компаний сочла, что это ущемляет права других наших поставщиков», — пояснила представитель Metro Оксана Токарева. При этом в компании подчеркнули, что до получения мотивировочной части решения ФАС (оно должно быть готово примерно через неделю) не будут комментировать свои дальнейшие действия.
Собственно, вариантов у компании только два — либо обратиться в течение трех месяцев в арбитражный суд, либо начать исправлять нарушения. «Мы анализируем ситуацию», — говорит Токарева.
На компанию Metro еще весной этого года в ФАС пожаловалась Ассоциация торговых предприятий рыбной отрасли. Одним из инициаторов обращения стала группа компаний «Русское море». «Единые правила игры важны для всех. Нас не устраивает эта бесконечная конкуренция маркетинговых бюджетов», — говорит генеральный директор компании Дмитрий Дангауэр.
Так называемые маркетинговые услуги в той или иной форме существуют в
любой розничной сети. Компания взимает дополнительную плату за размещение рекламных материалов на территории торговой точки или
появление информации о продукте в буклете ритейлера. По словам Дангауэра, в конечной стоимости продукта на эти платежи приходится от 10 до 20%.
Административное расследование, которое сейчас проводит ФАС, грозит Metro штрафом от 2 до 5 млн рублей. Что для такого гиганта, конечно, не много. Но последствия могут быть гораздо серьезнее.
«Дело в отношении Metro — первое, связанное с нарушением антимонопольных норм закона «О торговле». Оно прецедентно. Мы усматриваем в действиях этой компании и ряда других торговых сетей признаки дискриминационных условий за оказание маркетинговых и подобных услуг», — заявил заместитель руководителя ФАС России Андрей Кашеваров.
Помимо «рыбного» направления ФАС займется соблюдением правил торговли и другими группами товаров. По словам Кашеварова, сейчас антимонопольное ведомство рассматривает
несколько аналогичных дел. Каких сетей и товарных групп это касается, Кашеваров не раскрыл. Обратиться в ФАС с требованием проверить розничные сети на дискриминирующие договоры решил сенатор Сергей Лисовский, один из инициаторов принятия закона «О торговле». «Сначала, когда приняли закон «О торговле», сети слегка пришли в себя, но сейчас, видимо, подумали, что в период выборов будет не до них. Рыба — это только начало. Мы постепенно будем приводить все договоры между поставщиками и сетями в норму», — заявил Лисовский.
Торговое сообщество в недоумении. «Это позиция ФАС, которую мы будем уважать. При этом от суммарного торгового оборота всех компаний на маркетинговые договоры приходится 1–2%. Так что существенного влияния на сети данное решение никак не окажет», — считает исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белановский.