Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ФРГ призвали не допустить размещения ракет США на территории страны
Армия
ВС РФ поразили обслуживающие ВПК Украины объекты энергетики
Экономика
В Москве по итогам 2024-го число сделок на рынке строящегося жилья упало на 25%
Мир
В секторе Газа извлекли из-под завалов 212 тел с начала боевых действий
Мир
Пентагон дополнительно перебросит на границу с Мексикой 1,5 тыс. военнослужащих
Общество
Уголовное дело возбуждено по факту нападения на корреспондента «78» в Петербурге
Мир
Команда Трампа может приостановить финансирование исследований вирусов
Общество
Из дома экс-замглавы МО Иванова следователи изъяли более 30 единиц оружия
Спорт
Дегтярев предложил провести в РФ летние Игры ШОС в 2026 году
Общество
Более 23 тыс. жителей Красноярского края остались без электричества после урагана
Экономика
В России спрос на долгосрочную аренду квартир вырос на 9%
Мир
ЦИК Белоруссии заявил об отсутствии сообщений о нарушениях на досрочном голосовании
Армия
ВСУ потеряли более 270 военных за сутки в Курской области
Авто
Самый доступный кроссовер Soueast появится в РФ в 2025 году
Армия
Военные РФ FPV-дроном уничтожили станцию связи ВСУ на покровском направлении
Авто
Гибридный седан Voyah Passion начнут продавать в России
Мир
Рютте допустил потерю НАТО триллионов долларов от проигрыша Украины

Под номером 13

В Центральном доме художника открылась Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fiction
0
Под номером 13
Фотография предоставлена пресс-службой компании ЭКСПО-ПАРК
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Вступительная пресс-конференция прошла в необычном формате: организаторы и гости ярмарки расселись за столики, установленные на сцене концертного зала. Все это было похоже на кабаре наоборот, как будто устроители non/fiction собирались не рассказывать, а слушать, не развлекать публику ярмарочными событиями, а развлекаться самим. В этом была некоторая правда, поскольку за 12 лет существования non/fiction воспитала «свою» публику. Это читатели, которые приходят в ЦДХ за «интеллектуальной литературой» и вряд ли расстраиваются, когда не обнаруживают на стендах очередной детектив Дарьи Донцовой. Скорее они вынут из издателей душу, пока не найдут на стендах перевод из Ги Дебора или Вальтера Беньямина.

Но именно эта публика, по признанию издателей стала редеть. Раньше на вопрос, почему более сложная, более элитарная литература не популярна «в народе», здесь уверенно отвечали: «Дело в проблемах с дистрибуцией, книги, представленные на ярмарке, потом просто не доходят до провинции». Теперь концепция «малых издательств» переменилась, они признают, что проблема в читателях, которых крупные издательства, держащие большую часть книжного рынка, настолько завалили массовой продукцией, что те потеряли уже всяческую способность отличать настоящие книги от примитивного чтива. Возможности выхода из этого тупика продолжат обсуждать в пятницу, когда состоится презентация «Альянса независимых издателей и книгораспространителей России».

А пока что организационный комитет оказал поддержку 11-ти «малым» издательствам, которые иначе скорее всего и не смогли бы принять участие в ярмарке. На специальной площадке соседствуют книготорговая фирма «Берроунз», Издательство Ольги Морозовой, «Классика-21 век» и другие издательства. Подобный общий стенд раньше организовывали и библиотеки: однако, в этом году совместный проект не состоялся, - на что библиотекари и пожаловались на на пресс-конференции. Не всегда складывается и сотрудничество с российскими университетскими издательствами, которые, по идее, и должны были стать главными участниками ярмарки. Издательства МГУ, РГГУ, Европейского университета представлены. Но очень многие не смогли приехать, - организаторы сетуют, что университетские издатели и сами не всегда проявляют заинтересованность. В то же время эксперты non/fiction они признают,  университетское книгоиздание сейчас отнюдь не процветает. Чтобы быть интеллектуальным издателем, надо для начала просто быть. Возможно, коммерческие структуры поддержат подхваченную детскими издателями западную традицию. Называется она «подвешенные книги»: по примеру кафе, где посетители платят за «подвешенный кофе», который затем достается тому, кому не хватает денег даже на одну чашку, издательство «Розовый жираф» буквально «подвесило» к потолку третьего этажа, где находится местная «территория познания», - детские издания, которые благодаря этой благотворительной акции получат детские дома. Может быть, настало время для «подвешенных издательств», которые и пополнят команду участников следующих ярмарок.

В первый день на ярмарке выступили прозаики Сергей Солоух, Валерий Попов, Сергей Шаргунов, французская писательница и художница Дельфина Дюран, автор «Звонка» японский писатель Кодзи Судзуки и редактор электронных изданий Random House Дэн Франклин. Журнал «Знамя» провел дискуссию «Эмоциональный дефицит современной литературы», издательство «Эксмо» - круглый стол «Авторское право: ограничение свобод или инвестиции в культуру?», «Самокат» предлагал вступить в свою не политическую, а книжную «партию», издательсво «О.Г.И.» отметило свое 18-летие.

Однако, пока что самым оригинальным и успешным событием стал организованный журналом «Вокруг света» Фестиваль мировых идей. Главный редактор «Нью-йоркера» Дэвид Ремник рассказал об эволюции медиа в современном мире. А программист, автор термина «комплефт», Ричард Столлман в лекции о свободном цифровом обществе призвал ценить свободу во всех ее проявлениях. Здесь же, в зале под названием «ДНК», ожидают автора «Простой одержимости» Джона Дербишира, одного из ведущих специалистов по теории струн Брайана Грина, нобелевского лауреата по физике Дэвида Гросса. Внимание к научной и научно-популярной литературе остается беспроигрышным вариантом для участников. Вернее, так: дети, потому что детская программа non/fiction тоже традиционно сильная, - и научпоп.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир