Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Русские художники воспели Неаполь

На выставке в Третьяковке dolce Napoli предстает во всем обаянии и блеске
0
Русские художники воспели Неаполь
Картина Сильвестра Щедрина "Набережная Санта Лючия в Неаполе". Вторая половина 1820-х
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Говорить о том, как повлияли на русское искусство природа Италии и тамошняя изобразительная культура, можно до бесконечности. На ум в первую очередь приходит, конечно же, Рим с его бесчисленными памятниками истории и сонмами приезжих художников, среди которых немалую долю составляли выходцы из России. 

Но существовали на Апеннинском полуострове и другие «места силы», притягивавшие к себе как магнитом. Без упоминания Неаполя и всего региона Кампания обзор «русской географии» в Италии был бы заведомо неполноценным. Именно этот город вместе с его окрестностями оказался в центре внимания устроителей нынешней историко-художественной выставки (кроме Третьяковской галереи, ее готовили несколько российских и тальянских музеев, а также частные коллекционеры).

Период, обозначенный в заглавии, выбран отнюдь не случайно: как раз в конце XVIII и в первой половине XIX столетий происходило настоящее паломничество в те края. Разумеется, оно не могло быть массовым, но в Кампании смогли побывать многие отечественные знаменитости – и Гоголь, и Тютчев, и Жуковский, и Глинка.

А Константин Батюшков даже прожил в Неаполе долгое время, будучи секретарем российского посольства при местном королевском дворе. У него квартировал первое время прибывший сюда из Петербурга молодой художник Сильвестр Щедрин.

- Я живу у Батюшкова, – писал он домой, – на берегу морском, в самом прекраснейшем месте, где каждый вечер проходит и проезжает множество народа. Весь берег усыпан продажею устриц, рыб всякого роду и морских гадов.

Пожалуй, именно Щедрина можно назвать главным героем выставки, поскольку он стал самым преданным из русских певцом тамошних пейзажей. Среди них он и похоронен – неподалеку от Неаполя, в своем возлюбленном городке Сорренто. Как писал о его работах петербургский художественный критик:

- Очаровательный Щедрин с такою сладостию, верностию передал нам окрестности Неаполя, вид которого по итальянской пословице позволяет спокойно умереть счастливцу, узревшему его райские красоты.

Да и других наших художников вдохновляли холмы, оливковые рощи, отвесные прибрежные скалы и особенно виды Везувия. Порой, правда, это вдохновенье ставилось на поток: у знатных русских путешественников весьма ценились их акварельные портреты на фоне курящегося вулкана  (в XIX столетии Везувий извергался несколько раз, и его в ту пору принято было изображать с легким дымком на вершине).

Подобные портреты можно счесть прообразом современных фотографических открыток, однако исполнялись они с большим мастерством – примером тому в экспозиции служит серия акварелей кисти Александра Брюллова, брата прославленного автора «Последнего дня Помпеи».

Всего же на выставке представлены около сотни произведений, среди которых путевые альбомы Максима Воробьева, Ореста Кипренского, Александра Иванова, неаполитанские работы Василия Тропинина, Пимена Орлов, Евграфа Сорокина. Найдутся и образчики итальянского творчества на ту же тему – к примеру, пейзажи от представителей «школы Позилиппо», названной так по имени холма, откуда открывалась живописная панорама города. Словом, «dolce Napoli» обещает предстать перед нашей публикой во всем былом обаянии и блеске.

 «dolce Napoli. Неаполь глазами итальянских и русских художников XVIII – первой половины XIX вв.»

Государственная Третьяковская галерея (Инженерный корпус)

Лаврушинский пер., 12, тел.: (495) 951 13 62. Вторник – воскресенье с 10.00 до 19.30.

9 декабря – 11 марта 

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...