Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Происшествия
Торговые павильоны загорелись на площади 1 тыс. кв. м на Ставрополье
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Мы не верим ни в какое дело и ни в какую работу, если не видим в ней личной выгоды работника

Журналист Евгения Пищикова — о том, почему в России тяжело волонтерам, чудакам и энтузиастам
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Я прочла на новостной социальной ленте уморительную историю. Нижний Новгород, Сормовский район, двор только что построенного панельного дома «пониженной элитности». На дворе — раннее зимнее утро. Перед подъездом стоит раздетый молодой мужчина с пустым ведром. Растерянный, мокрый, в мокрых трусах. А дверь подъезда захлопнулось — вот в чем все дело-то. Тут напрашиваются литературные параллели, трагедия инженера Щукина, например — но сонным обывателям явно не до аллюзий. Замерзающий гиперборей принялся было стучать в окна первого этажа, и заспанные соседи вызвали полицию.

Ну, наряд и приехал: «В чем, гражданин, дело?». «Дело в том, — отвечал мужчина, — что я последователь  философии Порфирия Иванова, и каждое утро обливаюсь на морозе холодной водой. Но вот забыл магнитный ключ, а дверь  захлопнулась, а дом новый, и  соседи, видите ли…»

В общем, увезли полунагого героя в узилище, и отпустили из отделения только через пять часов. После того как он написал внятную объяснительную записку: «Был у любовницы. Муж застал, облил водой из ведра и выкинул за дверь. Ведро кинул следом». Согревшись, надев штаны и вооружившись брошюрой Порфирия Иванова, молодой нибелунг вернулся в отделение полиции и попытался таки донести свою правду: «Объясните, дорогие сотрудники правоохранительных органов, почему вы мне не поверили? Каждый день я обливаюсь на морозе холодной водой…». Здоровый мужской гогот был обиженному ответом, и вообще голый герой «сделал день» всему отделению — уморил. Насмешил.   

Заканчивалась история (на новостной ленте) моралью: «У нас чаще верят не открытой правде, а наиболее возможной житейской версии». Еще тогда, когда история только появилась, я все пыталась ее приладить то к одному, то к другому тексту — уж больно хороша.

Понятно, что писать надо было про общественное недоверие (страна кастовая, раздробленная, обыватели не верят чиновникам, чиновники — обывателям; никто не верит в чистые помыслы доктора или полицейского), но все у меня не складывалась материальная часть. Что тут у нас — лютое сословное непонимание? Голый интеллигент и ражий сержант? Казалось бы, хорошо шла к делу цитата из Чуковского: «Эти несчастные дети так подозрительно относятся ко всякому — самому поэтичному — вымыслу, что все сколько-нибудь выходящее за черту обыденности считают наглой и бессмысленной выдумкой. Когда в одной школе повели с ними, например, разговор об акулах, один из них поспешил заявить свой протест:

— Акулов не бывает!

Ибо ничего диковинного для них вообще на земле не бывает, а есть только хлеб да капуста, да сапоги, да рубли».

Ну, понятно, радостей обливаний водой на морозе нет, а радости адюльтера есть — но  никак это простое честное объяснение с нынешними общественными настроениями не совпадает. Версия с бабой  («наиболее возможная житейская версия») как раз не что иное, как поэтичный вымысел — поскольку любая конспирологическая фантазия и есть поэтичный вымысел. Что же до общественных настроений, то они склоняются к тому, что никого и ничего, кроме акулов, как раз и не бывает. То есть мы уже другие несчастные дети. Мы верим, что в этой жизни есть и сапоги, и рубли, но они только для акулов и приберегаются, и в этом нет ничего диковинного. Наша проблема не в том, что мы не верим в вымысел, а в том, что мы верим только в умысел. Мы не верим ни в какое дело, и ни в какую работу, если не видим в ней личной выгоды работника.

Именно в последние месяцы стал очевиден этот главный порок новой российской идеологии — чему-то большему, или чему-то ИНОМУ, чем рубли и сапоги, социального доверия нет.

Собственно говоря, в стране нет веры ни к чему, что можно было бы назвать «выгода плюс».

«Выгода плюс» — это когда есть работа и имеется выгода от этой работы, но есть еще что-то важное сверху — идея, или честь, или ценность дела, или важность профессионализма, или иной, отстраненный, умственный интерес.

Насколько остро общество нуждается вот в этом «сверху», вот в этой «надстройке» над выгодой (хотя и не верит в нее), с особенной ясностью заметно в деревнях — потому что сельский мир горизонтальный, замкнутый; и замкнутость эта тяготит. Не так давно было несколько случаев, когда сельхозпредприятия пытались призвать на царство (пригласить в председатели) актеров, выходцев из деревни. Самый известный случай — трудовой путь актрисы Агафоновой (наиболее яркая роль — одной из девочек в фильме «Интердевочка»), ставшей председателем кооператива в родной деревне Залазино. Сельские жители говорили: «Ей можно верить — у нее ведь есть ДРУГАЯ жизнь». Другая жизнь — это значит другая, иная цель хозяйствования.

Крестьяне наняли актрису, как японские деревни нанимали самурая, чтобы защитил от беспросветной тяготы горизонтальной жизни, от унылой власти выгоды. В известном смысле жители деревни почувствовали нужду в дворянской опеке — актеры давно уж заняли место аристократии, и понятно почему. Если чиновник — гражданин по найму (это из  Розанова), то дворянин — гражданин по социальной роли. Деревня поняла, что нуждается в человеке с  ролью более сложной, чем только «своровать» и «продать» — в человеке с другой жизнью, с другой репутацией, с другой целью.

Общество отчаянно нуждается в волонтере, самурае, дворянине, шерифе, чудаке, энтузиасте, гражданине — и одновременно не верит ни волонтерам, ни чудакам, ни энтузиастам.

В известном смысле мы не верим сами в себя — но уже то обстоятельство, что мы начинаем проговаривать это неверие, рождает некоторые надежды. 

Комментарии
Прямой эфир