Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Правнук арапа Пушкин и кореец по отцу Цой

На выставке «Россия для всех» нет портретов героев, но указаны их национальности
0
Правнук арапа Пушкин и кореец по отцу Цой
Фото: РИА НОВОСТИ/Григорий Сысоев
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В Московском доме фотографии (Мультимедиа Арт Музей) проходит выставка «Россия для всех». Ее идея принадлежит коллекционеру и издателю Виктору Бондаренко, а исполнение — художнику Дмитрию Гутову.

Виктор Бондаренко известен своим первоклассным собранием икон (сделанную на его основе выставку «И по плодам узнается древо» представляла Третьяковская галерея), а также коллекцией послевоенного российского искусства, представленной в Московском музее современного искусства.

Бондаренко уже не в первый раз выступает в роли куратора/соавтора художественного проекта — несколько лет назад в той же Третьяковке показывали созданную по его инициативе инсталляцию «Предстояние/Deisis».

Нынешняя выставка — без портретов. На огромной стене Гутов написал имена классиков русской культуры и указал их национальности: «Александр Невский. Внук осетинки», «Федор Достоевский. Польско-литовские корни», «Петр Чайковский. Внук француза», «Елена Исинбаева. Табасаранка», «Николай Гоголь. Внук поляка», «Владимир Высоцкий. Еврей по отцу», «Виктор Цой. Кореец по отцу». Что уж говорить о правнуке арапа А.С. Пушкине и мордве-мокше Василии Шукшине?

Проект «Россия для всех» прежде был показан в Перми, Петербурге и Твери. Его художественная ценность порождает немало споров даже среди его сторонников, в том числе и в профессиональной среде, но политическая актуальность ни у кого не вызывает сомнений.

Существует сайт общественного движения с тем же названием (он посвящен не только искусству, которое оказывается здесь одной из форм публичной дискуссии), а партнерами Дома фотографии в случае с «Россией для всех» выступают фонд «Ельцин Центр» и Фонд Егора Гайдара.

Этот контекст, далекий от привычного для художественных выставок, не противоречит позиции самого Гутова. Участник многих международных биеннале современного искусства, он считает, что современное искусство может участвовать в создании гражданского общества и что музей не худшее место для разговора о толерантности.

Впрочем, от рабочего названия выставки — «Расстрельные списки русского националиста» — устроители отказались сами. Посчитали, что могут возникнуть проблемы с показом работ, связанных с вопросами толерантности в современной России.

Одним из следствий переименования стало множество дополнительных значений, которые появились у выставки и на которые соавторы изначально не рассчитывали. Многие зрители готовы воспринимать экспозицию не столько как разговор об опасности национализма, сколько как гимн многонациональной культуре. Одна трактовка не отменяет другую, но смещение акцентов очевидно.

Сегодня граница между искусством и социальным проектом оказывается слишком тонкой и в то же время порой непреодолимой. Художники часто предпочитают заниматься политическими реалиями опосредованно, избегая прямых высказываний. Дмитрий Гутов показывает, что публицистичность высокому не помеха — все дело в общественном темпераменте автора.

Выставка в Доме фотографии продлится до 11 декабря. 

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...