С роялями на выход
Сейчас музыканты ждут выселения. В бывшем Доме композиторов на Большой Морской, 45, они находятся на положении нелегалов. И в любой день их вместе с пожитками — бумагами и двумя концертными роялями — могут выгнать на улицу.
Строго говоря, проблемы с квадратными метрами начались у композиторов очень давно, еще в девяностые годы прошлого века, когда в стране пошел бурный передел собственности творческих союзов. Но тогда петербургские музыканты свой дом отстояли. В 1996-м Союзу композиторов удалось заключить договор с городскими властями на доверительное управление зданием сроком на 25 лет, то есть до января 2021-го. Музыканты смогли убедить чиновников, что право на помещение имеют хотя бы в силу традиции, ведь особняк княгини Гагариной был передан ленинградской музыкальной общественности еще в 1948 году по ходатайству тогдашнего председателя Союза композиторов СССР Дмитрия Шостаковича.
Однако в 2009 году власть над особняком вновь поменялась: памятник архитектуры перешел из городского ведения в федеральное, и тут уже имя Шостаковича не спасло.
— После передачи здания Росимуществу наша судьба была фактически предрешена, — говорит председатель петербургского Союза композиторов Григорий Корчмар. — Мы вели долгие переговоры, но добились только незначительной отсрочки. А теперь и она закончилась: с 20 октября нынешнего года договор с нами расторгнут, историческое здание передают предприятию с символичным названием — ФГУП «Электронные торги и безопасность».
При этом Росимущество вроде бы готово пойти на компромисс и сдать часть особняка в аренду союзу, причем за плату почти символическую. Но музыкантов такой вариант не устраивает. Ведь до недавнего времени Союз композиторов сам выступал в качестве арендодателя. В частности, часть помещений сдавалась под ресторан. За счет этих средств — порядка 400 тысяч рублей в месяц, из которых 70% оставалось союзу, — организация хоть как-то существовала.
— Откуда теперь брать деньги — вообще непонятно, — признался «Известиям» ответственный секретарь союза Борис Березовский. — Сегодня в петербургской организации 208 композиторов, 99% из них люди небогатые, многие преклонного возраста, членские взносы у нас 100 рублей в месяц. Из этой суммы даже коммунальные счета не оплатишь.
В городском комитете по культуре за судьбу Союза композиторов очень переживают, но финансовой поддержки оказать не могут. На днях чиновники помогли композиторам советом: подсказали написать письмо Путину, но сначала отправить его на подпись губернатору— мол, с росчерком Полтавченко бумага будет весомее. И в пятницу обращение союза уже легло на стол градоначальнику.
Что будет дальше и какую позицию займет губернатор, предсказать пока трудно. Однако в комитете по управлению городским имуществом уже созрел некий «план спасения», который может оказаться ко двору, если Полтавченко решит помочь музыкантам.
— Нужно еще раз изменить статус особняка, чтобы он вновь стал городской собственностью. И для этого у нас есть возможности, — уверяет председатель КУГИ Дмитрий Куракин. — Дело в том, что в нынешнем году мы передали Росимуществу здание на Каменноостровском проспекте, 66. А по закону город может получить что-то взамен из федеральной собственности. Этим объектом и мог бы стать Дом композиторов.
Своей идеей КУГИ уже поделился с Росимуществом, однако ответа из федерального ведомства на этот счет пока не получено.