Боль Софии Губайдулиной в московской санитарной зоне
Прошлой осенью, когда Анне-Софи Муттер и Валерий Гергиев играли
скрипичный концерт Губайдулиной, зал Чайковского превзошел себя: полторы
тысячи человек встали как один, чествуя Софию Асгатовну, а первая
скрипачка мира Муттер опустилась на колени, встречая ее на сцене. Тогда мне казалось, что я вижу одну из последних тысячеруких оваций в адрес живого
академического композитора.
Юбилейный фестиваль «Софии — с
любовью» подтвердил, что мне не казалось. Мировых звезд-исполнителей не
случилось, поэтому любви хватило только на ползала, а подняться с кресел
потрудились лишь несколько десятков почитателей Губайдулиной. Нудное приветствие министра культуры (разумеется, заочное) усилило ощущение полупустоты.
Современная
музыка требует от слушателя многого, потому получает мало. А ведь Губайдулина — лучшая из
ныне живущих композиторов-женщин на планете. Да и в прошедшем времени у
нее только две конкурентки — Галина Уствольская, скончавшаяся пять лет
назад, и причисленная к лику святых Хильдегард Бингенская из XII века. И
раз уж канонизация Губайдулиной не светит, то стоит хотя бы просто
гордиться ее первенством, как гордимся мы первым полетом в космос.
Женщина в авангардной музыке — все равно что одинокий Гагарин в
межпланетном пространстве.
Высокая
80-летняя дама в неизменном пиджаке сидела и нервно теребила
пальцами то губы, то брюки. Слушающая
свою музыку Губайдулина — дежавю Шостаковича, о нервной
сосредоточенности которого до сих пор вспоминают старики. Она вообще
отчасти удовлетворение нашей потребности в Шостаковиче. В композиторе,
на лице которого печать страданий, а в музыке — потайной внутренний мир.
Как и Шостаковича, Губайдулину вполне могли бы объявить «музыкальной
совестью», если б она была немножко более социальным существом. Но ей
нечем и незачем показывать пример нравственности.
Вопросы совести вообще как-то теряют русское очарование в маленькой немецкой деревушке, где селяне берут газету с неохраняемого лотка и
покорно опускают в ящичек нужную сумму денег.
Мысль об уединенном домике, который Губайдулина давно обрела в прямом и
переносном смысле, превращает процесс восприятия ее музыки в
вуайеризм. Что дома в наушниках, что в огромном зале — все равно мы
подглядываем и подслушиваем за человеком, обнесшим свой очаг стеной безлюдия.
В первом отделении подслушать
довелось хорошие, но не лучшие сочинения Софии Асгатовны. «Всадник на
белом коне» (2002) был столь же суров, как и адресат посвящения Валерий
Гергиев (дирижировал его тезка г-н Полянский, управлявший оркестром Госкапеллы). Вариации «Под знаком Скорпиона» (2003) для баяниста
Фридриха Липса с оркестром в очередной раз напомнили, что Губайдулина как никто другой умеет одевать
сусальный русский баян в аристократические одежды авангарда.
Пустынный
антракт прервало сочинение Виктора Суслина, посвященное Губайдулиной.
Именно он подыскал своей давней подруге домик в Аппене, по соседству с
собой, организовав тем самым маленькую диаспору русских композиторов
среди шлезвиг-гольштейнских просторов. Его «Прощай...» (1982), своего
рода симфоническое кладбище (уж очень много музыкальных «мотивов
креста»), хорошо спланировано и потому прозвучало цельным массивом. Зато
когда его сменил губайдулинский «Свет конца» (2003), стало слышно,
насколько прозрачнее ее звуковой мир, с женской тщательностью
протираемый от пыли. Это была лучшая Губайдулина.
Фраза «конец
света» подает апокалипсис как событие. «Свет конца» — точка зрения
Губайдулиной, живущей в ощущении финала уже давно. Она уже различает
световые оттенки там, где остальные с ужасом видят только «черный
квадрат». Среди самых запоминающихся оттенков — валторны с неотвратимым натуральным звукорядом (это как H2O в музыке)
в роли труб предвечного. И оркестровая мимикрия: нижние ноты тубы
(оркестровый сабвуфер), переходящие в удар гонга так незаметно, как
будто играет один и тот же инструмент.
Парадокс Губайдулиной в
том, что ее апокалиптичная музыка пафосна, но этот пафос совершенно не
направлен на вас. Софии Асгатовне не приходит в голову лечить публику.
«Я не врач, я — боль»,— говорит она. Беда в том, что боли нет отдельно
от тех, у кого болит. Этой осенью Губайдулина остается в своей одиночной
палате, а москвичи предпочитают солпадеин.