«Знаменитой себя не чувствую — знаю, что работаю честно, с отдачей»
«С Ольгой Александровной Аросевой никогда не скучно», — утверждает ее коллега Алла Будницкая. И действительно — в запасе у актрисы огромное количество баек, историй и воспоминаний, которые она с удовольствием рассказывает по субботам в телепрограмме «Давно не виделись!». Приготовилась их слушать и корреспондент «Недели», однако первым делом Ольга Александровна призналась, что не чувствует себя знаменитостью.
— Как же так? Вы же самая что ни на есть знаменитость.
— Это еще ничего не сыграв, я уже ощущала себя знаменитостью. Такая была нахалка. (Смеется.) А вот сейчас таковой себя не чувствую.
— Разве вас не узнают на улице?
— Это разные вещи — знаменитость и популярность. Когда люди на улице говорят: «О, пани Моника пошла!» — это популярность. А вот когда произносят: «Это артистка Аросева идет» — это и есть знаменитость. Я себя знаменитой не чувствую. Знаю только, что работаю — и работаю честно, с отдачей. Я люблю свою профессию, момент выхода на сцену, когда тебе зритель радуется.
— Современный театральный зритель отличается от зрителя лет эдак тридцать назад? И нравится ли он вам?
— Он нравится уже хотя бы потому, что приходит в театр. А сейчас или тридцать лет назад — неважно. Завоевать этого зрителя, заинтересовать, приобщить к действу и есть задача актера. У меня есть знакомый 12-летний мальчик, который смотрел постановку «Как пришить старушку», где я играю, и плакал. А потом позвонил мне и сказал «Ты знаешь, когда я погружаюсь в твои страдания, я так переживаю…». 12-летний мальчик погружается в мои страдания. (Смеется.) Вот она, сила искусства.
— Сейчас вы не только в Театре Сатиры играете, но и снимаетесь на телевидении.
— Да, снимаюсь. Эта программа («Давно не виделись!». — «Известия») кажется мне интересной, хорошо задуманной. Ведь актер, в общем-то, всегда говорит чужие тексты, а тут можно самому сказать, что думаешь, рассказать историю из жизни, услышать от своих товарищей по профессии любопытные мысли. А то ведь жанр задушевной беседы за чайным столом совершенно исчез из из нашей жизни. Все куда-то бегут, торопятся, говорят только по мобильным телефонам. Поэтому если телевидение может дать людям хоть немного отдохновения, нормальной человеческой беседы, а не этой бесконечной стрельбы и разговоров, кто из звезд эстрады с кем живет, то это хорошо. Не хочу никого ругать, но меня, например, не раз приглашали на популярные ныне откровенные шоу. Предлагают прийти на программу, в которой обсуждается, как муж бросил жену и живет с 12-летней девочкой. Ну какое мне до этого дело?! Ну не судья я им! Не хочу это обсуждать! И мне кажется, что половина страны тоже не хочет это слушать.
— А современные фильмы смотрите?
— Мне некогда смотреть современное кино. В кинотеатры не хожу, а по телевидению смотрю только политические новости — они мне вполне заменяют остросюжетные фильмы. Про бандюков не могу смотреть — я не в зоне живу, а в свободной стране. Как убивают, друг за другом гоняются — ну раз посмотрел, но не каждый же день. Люблю классические фильмы, такие как «Большой вальс», «Унесенные ветром». Ну и у нас в стране, конечно, были замечательные картины. Например, рязановские. Или замечательные фильмы с Раневской.
— Кстати, о Фаине Георгиевне. Вы же много общались с этой удивительной актрисой.
— Да, и именно она сделала мне самый большой комплимент. Как-то после генеральной репетиции в Театре Сатиры я сидела в саду «Аквариум» и курила — я тогда стеснялась курить в театре, поэтому и ходила в сад. А Фаина Георгиевна работала в Театре Моссовета. И вот она шла мимо, заметила меня и сказала: «Все куришь?». Я в ответ: «Ой, я так расстроилась, сейчас была генеральная репетиция, я так плохо играла…». Она: «Не хвастай, ты это не умеешь» — и пошла дальше.
— У вас такие разные друзья: и 12-летний мальчик, и легенды кино.
— У меня было много хороших друзей. Я, например, дружила с Борей Рунге, который играл пана Профессора в «Кабачке «13 стульев». Долго поддерживала связь со школьными приятельницами из немецкой школы. Правда, все они потом уехали в Германию. Есть у меня еще замечательный друг, театральный администратор Миша Дорн, которого я знаю с 15 лет. Но самым моим давним другом, с которым мы были знакомы практически всю жизнь, был Евгений Весник. Впервые встретились за границей, когда мне было три года, а ему пять лет. Мой папа был послом в Чехословакии, его отец — торгпредом в Берлине. Тогда мы выступали с Женей в российском Доме культуры в Берлине, пели куплеты на немецком.
— Вы рассказывали, что друзья любят собираться у вас на даче. Какие праздники ваши любимые?
— Люблю все праздники советской и постсоветской эпохи — христианские, дни рождения, именины, Новый год, Масленицу и прочее. Недавно с Аллой Будницкой и Лией Ахеджаковой — это мои соседки по даче — собрались было отметить последние солнечные дни осени. Говорю: «Давайте посидим, шашлык сделаем». Но пошли дожди, затем начались съемки «Давно не виделись!». А теперь уже скоро Новый год.
— И последний вопрос: о чем мечтала юная Ольга Аросева и сбылась ли эта мечта?
— Была заветная мечта юности — работать в театре. Я до сих пор и работаю в Театре Сатиры — уже больше шестидесяти лет. Так что мечта сбывается до сих пор.
«Давно не виделись!» — «ТВ Центр», 25 ноября, 19.05.